Командная работа
HR-стратегии в период турбулентности
С точки зрения эмоциональной нагрузки новый кризис нетипичен: стресс по тем или иным причинам сегодня испытывает большинство людей, и это неизбежно сказывается на работоспособности. В этих условиях кадровая политика компаний становится одним из главных инструментов сохранения эффективности работы. Что могут предпринять руководители в переломный период, чтобы поддержать свои коллективы? HR-специалисты и эксперты делятся практическими рекомендациями по сплочению сотрудников в спецпроекте «Коммерсантъ-Приволжье».
Нижний Новгород оказался на первом месте по уровню стресса среди жителей. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного цифровым медицинским сервисом «Доктор рядом» и платформой онлайн-рекрутинга hh.ru (онлайн-опрос проводился с 29 марта по 6 апреля, в нем приняли участие 786 респондентов из Нижегородской области). О том, что уровень их стресса в последние месяцы повысился, заявили 90% жителей региона. «Респондентам предлагалось ответить на вопросы о том, испытывают ли они стресс и усилился ли он в последнее время. Абсолютное большинство (90%) признались, что почувствовали это на себе. 77% из них признались, что стали больше нервничать, а каждый восьмой (13%) отмечает увеличение тревоги, но не критическое», — комментируют в hh.ru.
После Нижнего в топ-5 городов, где люди чувствовали увеличение тревоги, оказались Казань (73% опрошенных), Москва (72%), Санкт-Петербург и Новосибирск (по 71% в каждом городе), Самара (69%). При этом аналитики фиксируют растущую потребность людей обращаться за профессиональной психологической помощью: если в конце 2021 года обсуждать свои проблемы с профильными специалистами были готовы 40% опрошенных, то в марте этого года — уже каждый второй житель города (56%). В других городах их еще больше: в Самаре — 81%, Екатеринбурге — 67%, Казани — 64%.
В разрезе профессиональных специализаций, по данным авторов опроса, сильнее всего ощутили на себе увеличение стресса маркетинг-менеджеры и PR-специалисты (83%), 78% юристов и столько же IT-специалистов, 77% среди HR-менеджеров и 71% сотрудников отделов продаж.
Главное, что сегодня рекомендуют специалисты в качестве первой психологической самопомощи, — фильтровать информационное поле, ограничивая чтение новостей по будням и устраивая полный детокс по выходным.
Также среди общих рекомендаций — максимально сохранять свой режим, продолжая ежедневно делать обычные бытовые вещи, все то, чем занимались до известных событий. «Если мы по субботам чистили аквариум, надо продолжать это делать. Рутина нас спасает, она подсознательно говорит мозгу, что мир пока не рухнул, отключая депрессивные механизмы», — пояснил на HR-форуме ИД «Коммерсантъ» психиатр, психотерапевт сервиса «СберЗдоровье» Виктор Нурдаев.
На руководителей и HR-специалистов при этом ложится дополнительная нагрузка: им необходимо обеспечить сохранение трудоспособности коллективов. «Мы в команде наложили вето на обсуждение геополитической ситуации, решив сосредоточиться на решении операционных задач. Кроме того, мы договорились общаться вместе за пределами офиса — раз в неделю выходим обедать, говорим на отвлеченные темы: книги, дети, семья… Это очень отвлекает», — поделилась на HR-форуме Елена Корбут, заместитель управляющего директора по работе с персоналом АО «Компания “Сухой”» и АО РСК «МиГ». Она также добавила, что «лидерам сейчас нельзя дистанцироваться, нужно все время быть с людьми, на виду, и делиться в том числе своими эмоциями»: «Двери моего кабинета всегда открыты, абсолютно любой сотрудник может прийти и проговорить свои страхи. Коммуникация здесь и сейчас, донесение до людей информации максимально быстро — это очень важно».
HR-службы, по словам Елены Корбут, в кризисных условиях могут стать для сотрудников компании «точкой безопасности», обеспечивающей коммуникацию на человеческом уровне: «HR может стать для команд маяком, на свет которого люди идут за поддержкой.
Маяком в бушующем море. Нужно множить свет». «Постоянная поддержка, подбадривание — у руководителей сегодня больше времени уходит не на планирование стратегических задач, а на коммуникации с сотрудниками. Во многом это задача HR: разговаривать, выслушивать, общаться и направлять на производственные подвиги», — обозначил тенденцию на форуме «Ъ» Владислав Быханов, партнер рекрутинговой компании Cornerstone.
При этом самим HR-специалистам во время увольнений, которые неизбежно последуют, будет непросто. «В период кризиса задача эйчара, с одной стороны, сохранить HR-бренд компании, который долго выстраивали, а с другой — человеческое лицо, выполняя свои обязательства не только с точки зрения Трудового кодекса, задач акционера, но и этики — это будет достаточно сложный процесс», — рассказала на форуме «Ъ» Татьяна Долякова, генеральный директор рекрутинговой компании Propersonnel.
В то же время, по мнению экспертов, на рынке труда вызовы нового кризиса формируют и новые возможности: это и высвобождение высококвалифицированных специалистов, которых в связи с уходом из России западных компаний нанимают целыми коллективами, и межотраслевая миграция, и повышенный интерес работодателей к сохранению, обучению и повышению квалификации ключевых сотрудников. «Мы провели исследование среди более 100 своих клиентов, попросили их обозначить основные задачи на 2022 год. На первом месте среди ответов — ключевые сотрудники и их удержание. Именно на них сейчас будет все держаться, они прошли уже не один кризис и могут поделиться опытом с подрастающим поколением», — рассказал Владислав Быханов из Cornerstone. По его мнению, в ближайшие годы будет только усиливаться тренд на персонифицированный подход к сотрудникам, индивидуальный подбор мотивационных «ключиков» к каждому значимому для компании специалисту.
Особую роль в период перемен, по словам экспертов, для развития трудовых коллективов будут играть корпоративные мероприятия.
Елена Корбут рекомендует сохранять культурные и спортивные события в работе с персоналом, несмотря на неизбежную перебалансировку бюджетов: «Это очень важно — создавать для людей возможность для общения». По словам Владислава Быханова, среди главных тенденций нового времени — корпоративное волонтерство, которое становится неким центром объединения персонала: «Тренинги превращаются в совместное действие, у которого должен быть результат. Многие компании все вместе красят дома, делают скворечники, очищают водоемы — людям нужен осознанный совместный труд, социальная ценность и посыл о том, что “мы не только что-то продаем или производим, но и кому-то помогаем”. Если эту тему развивать, то и вовлеченность сотрудников в работу будет выше».