Henkel снимает клей с Тосно
Компания продает завод в Ленобласти после масштабной модернизации производства клеев
Производитель бытовой химии Henkel (бренды Persil, Ceresit, Schwarzkopf, Syoss) уведомил власти Ленинградской области о продаже своего завода в Тосно мощностью более 20 тыс. тонн в год. В ближайшее время предприятие будет работать в плановом режиме, сохранив кадры. Эксперты не исключают сценарий, при котором актив перейдет партнерам или даже будет оформлен на менеджмент предприятия для соблюдения всех социальных и производственных обязательств. А в дальнейшем цена не превысит стоимости оборудования.
Германский производитель косметики и бытовой химии Henkel (бренды Persil, Ceresit, Schwarzkopf, Syoss) решил выйти из бизнеса в России из-за событий на Украине. Об этом сообщается на англоязычном сайте компании. 19 апреля компания уведомила правительство Ленинградской области о продаже завода в Тосно.
«В этот период завод продолжит работу в плановом режиме. Мы на связи с руководством предприятия, самое главное — компания сохраняет сотрудников, сегодня это порядка 240 человек»,— прокомментировал заместитель председателя правительства Ленобласти по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов.
В Henkel «Ъ-СПб» сообщили, что «процесс ухода компании с российского рынка может включать продажу или передачу российского бизнеса новому владельцу. В данный момент запущена соответствующая процедура».
«Штаб-квартира Henkel будет тесно сотрудничать с руководством своей дочерней компании в России по всем деталям. В течение всего процесса все 2500 сотрудников компании в России будут продолжать работать и получать зарплату. Производственная деятельность будет поддерживаться с учетом всех сложностей в цепочке поставок. Все договорные обязательства будут соблюдаться компанией»,— говорится в официальном комментарии.
В Тосно завод Henkel специализируется по производству бытовых и промышленных клеев. На предприятии выпускается продукция под брендами «Момент», Metylan, Makroflex, Aquence, Technomelt, Loctite производительностью более 20 тыс. тонн в год. Осенью 2019 года рядом с действующей площадкой компания открыла завод по выпуску сухих строительных смесей Ceresit с годовой мощностью около 80 тыс. тонн продукции.
В мае 2021 года руководство Henkel сообщало о намерении вложить около €5 млн в модернизацию завода. В частности, во второй половине 2022 года должна была заработать установка второй линии по производству клеев-расплавов (составы, используемые в том числе при изготовлении мебели.— прим «Ъ-СПб»). Рост объема выпуска этой продукции планировался с 4 тыс. до 9 тыс. тонн в год. Увеличение объемов было оправдано спросом со стороны мебельных производств в Восточной Европе. Также компания говорила о замене оборудования для фасовки товаров: планировалось отказаться от пластиковых блистеров и перейти на упаковку из картона.
В России у Henkel, которая работает в юридической форме ООО «Хенкель Рус», насчитывается 11 заводов. По данным «СПАРК-Интерфакс» (spark-interfax.ru), выручка ООО «Хенкель Рус» по РСБУ в 2021 году выросла на 13,1%, до 95,14 млрд рублей. Чистая прибыль составила 7,48 млрд рублей против 7,84 млрд рублей годом ранее.
«Основной задачей завода в Тосно была локализация производства торговых марок Henkel, поскольку ввозить эту продукцию было дороже, что не позволяло конкурировать с отечественными производителями. Сейчас предприятие будет интересно российским участникам рынка как возможность для расширения производства. Но цена завода будет не выше стоимости оборудования»,— прокомментировал начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский.
Несколько иной сценарий развития ситуации предположил гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
«Для международных инвесторов с точки зрения нормативной базы ситуация сильно ограничена: фактически сложно увольнять персонал, невозможно свернуть бизнес полностью. Поэтому оптимальным решением будет выглядеть поиск партнера, который мог бы продолжить управление бизнесом и обеспечить выполнение социальных обязательств. В качестве такого партнера может выступить кто-то из потенциальных покупателей, либо в крайнем случае менеджмент предприятий. Оценить актив сложно. С одной стороны, бизнес очень интересный и перспективный, в портфеле "сильные" бренды. С другой — непонятно, что останется из этого портфеля»,— подытожил эксперт.