Россия и Армения уложили 30 лет отношений в 30 пунктов
Владимир Путин встретился с Николом Пашиняном
Премьер-министр Армении Никол Пашинян во вторник прибыл с официальным визитом в Москву. Это событие выпало на очень непростое время. С одной стороны, Армения и подконтрольная ей часть Нагорного Карабаха сталкиваются с усиливающимся давлением со стороны Азербайджана, с другой — Москве, на фоне изоляции со стороны западных государств, визит лидера дружественной республики оказался особенно важен. Поэтому результаты переговоров господина Пашиняна с президентом России Владимиром Путиным решили закрепить в виде необычно объемного для подобных целей документа — заявления из 30 пунктов, охватывающих буквально все аспекты российско-армянских отношений. Им в этом году тоже исполняется 30 лет.
Визит Никола Пашиняна в Москву был необходим для решения сразу нескольких задач. Во-первых, для восстановления баланса в отношениях с республиками Закавказья, так как президент Азербайджана Ильхам Алиев был в Москве два месяца назад. Во-вторых, для обсуждения обострившихся проблем, связанных со все тем же армяно-азербайджанским противостоянием как в Нагорном Карабахе, так и за его пределами.
И, наконец, в-третьих, чтобы продемонстрировать: у Москвы, несмотря на «специальную военную операцию» на Украине, остаются союзники, которые готовы поддержать ее в условиях санкционного давления.
Все эти цели прослеживались в документе, который по итогам встречи был опубликован на сайте Кремля. Он был совсем не похож на короткие заметки, которые обычно появляются по итогам встреч или созвонов Владимира Путина с иностранными лидерами. Это заявление, состоящее из 30 пунктов. Такое число не случайно — в 2022 году армяно-российским дипломатическим отношениям исполняется 30 лет, и Ереван явно хотел как-то отметить это событие — тем более что Ильхам Алиев, приезжавший в Москву 22 февраля, подписал декларацию о союзническом взаимодействии с Россией.
«Этот визит имеет не только практическое, но и символическое значение, приурочен к 30-летию дипломатических отношений между нашими странами и показывает, что отношения между нашими государствами находятся на очень высоком уровне,— подтвердил Никол Пашинян.— Мы постоянно находимся в контакте, очень часто встречаемся, ведем телефонные разговоры. Повестка двухсторонних отношений очень насыщена, начиная с экономики, заканчивая культурным, военно-техническим сотрудничеством».
При этом армянский премьер не упустил возможности подчеркнуть роль России в Нагорном Карабахе. «Главный политический вопрос в нашем регионе — урегулирование нагорно-карабахской проблемы, и я уверен, что сегодня мы об этом тоже поговорим. Действительно, в рамках моего визита очень насыщенная повестка, но довольно-таки большая часть этой повестки связана с вышеупомянутыми переговорами»,— сказал он перед встречей.
Владимир Путин, в свою очередь, уделил наибольшее внимание экономике. «За 2021 год у нас рост (товарооборота.— “Ъ”) был 12,8%, по нашей статистике. А за первые месяцы этого года — плюс еще 50%. Это очень хороший показатель, особенно в современное время».
Среди уже упоминавшихся 30 пунктов заявления, озвученного по итогам встречи, можно найти отражение буквально всех аспектов отношений Москвы и Еревана в нынешних условиях.
Какие-то из них очевидно больше важны для одной стороны, а какие-то — для другой. Например, тезис о том, что лидеры «выразили озабоченность в связи с применением рядом стран односторонних ограничительных мер» и «выразили намерение сообща преодолевать обусловленные указанными мерами вызовы» явно включен в текст, чтобы поддержать Москву, оказавшуюся в условиях невиданного ранее санкционного давления. Кроме того, в тексте идет речь об «увеличении доли расчетов в национальных валютах» на территории Евразийского экономического союза — что выглядит особенно актуальным в новых условиях.
Нашлось в заявлении и место для опасений Москвы насчет «биологических лабораторий», которые (как утверждают власти РФ) работают в некоторых постсоветских странах под эгидой США. По понятным причинам сейчас особенно активно говорится о таких лабораториях на Украине, но ранее указывалось, что они есть также в Казахстане, Грузии и Армении. «Лидеры подчеркнули важность дальнейшей реализации достигнутых между Москвой и Ереваном договоренностей в области обеспечения биологической безопасности, в том числе на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросам обеспечения биологической безопасности от 6 мая 2021 года,— говорится в тексте.— Подтверждено, что территории обоих государств не будут предоставляться для использования третьими странами в целях осуществления деятельности, направленной против интересов друг друга в сфере биобезопасности».
При этом явным пасом в сторону Еревана стали слова о том, что господа Путин и Пашинян «акцентировали определяющий вклад российского миротворческого контингента в обеспечение безопасности, создание благоприятных и безопасных условий для жизни населения Нагорного Карабаха», а также «подчеркнули востребованность скорейшего решения насущных гуманитарных задач и нагорно-карабахского урегулирования политико-дипломатическими средствами».
«В этом контексте (Москва и Ереван — “Ъ”) констатировали важность использования потенциала и опыта института сопредседательства Минской группы ОБСЕ в соответствии с ее международным мандатом»,— говорится в одном из пунктов заявления.
Отметим, что ранее глава МИД России Сергей Лавров фактически констатировал, что Минская группа ОБСЕ прекратила свое существование, так как другие два сопредседателя — Париж и Вашингтон, отказываются сотрудничать с Москвой из-за ее действий на Украине. При этом Минская группа имела огромное значение для Армении, так как именно в ее рамках международные посредники посещали не только Ереван и Баку, но и Степанакерт, ведя диалог в том числе с властями непризнанной Нагорно-карабахской республики (НКР). Кроме того, само сохранение термина «Нагорный Карабах» в международном документе очень важно для Еревана, так как в Баку настаивают, что такого региона нет, а есть лишь Карабахский экономический район. И район этот, как добавляют в Баку, во-первых, полностью принадлежит Азербайджану и не имеет никакого отношения к Армении, а во-вторых, включает в себя как гористую, так и равнинную части.
«Стороны договорились активизировать трехстороннее взаимодействие Армении, России и Азербайджана в целях содействия нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией и в регионе в целом»,— говорится ближе к концу документа, в 28-м пункте. Наконец, Владимир Путин и Никол Пашинян «приветствовали запущенный при российском содействии процесс нормализации армяно-турецких отношений».
Еще одним важным аспектом сотрудничества России и Армении стала деятельность Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Сессию Совета коллективной безопасности, в работе которого задействованы лидеры шести стран-участниц объединения, Владимир Путин как раз должен посетить в Ереване во второй половине 2022 года. Приглашение на встречу российскому лидеру передал Никол Пашинян, и, как говорится на сайте Кремля, оно было «с благодарностью принято».
Армянский политолог Тигран Григорян считает: с одной стороны, принятое объемное заявление приурочено к 30-летию установления дипотношений, но с другой — в этом есть определенный «политический месседж» о том, что Россия, несмотря на усилия Запада по ее изоляции, продолжает играть ключевую роль в регионе Южного Кавказа.
«В этом плане важно время подписания документа, который, по своей сути, является основой для какого-то нового договора или апдейта уже существующих договоров о союзничестве,— сказал эксперт в беседе с “Ъ”.— Понятно, что России сейчас нужен был такой документ. В этом вопросе интересно то, удалось ли руководству Армении взамен на подписание такого документа получить хоть какие-то дивиденды. Ведь в этом документе есть все, что сейчас волнует Россию. Там косвенно обсуждаются санкции, которые введены против России, говорится о неделимости безопасности, что тоже важно для Москвы, и так далее. Однако в нем не отражены те проблемы, которые сейчас волнуют Армению. Приходится лишь надеяться, что эти вопросы в Москве все-таки были обсуждены».