Дорога в вечность
Сколько смогут прожить сегодняшние автомобили
Есть мнение, что в прежние времена автомобили делали такими, что на них можно было ездить десятилетиями. Это подтверждается опытом наших отцов и дедов. Ну, или фотографиями из турпоездки на Кубу, где до сих пор эксплуатируются американские автомобили, выпущенные в середине XX века. Нынешние же модели все считаются «одноразовыми», потому что конструкторы по заказу маркетологов специально ограничивают срок службы автомобилей, чтобы заставить нас менять машины как можно чаще. Так ли это?
В 2018 году умер Ирв Гордон. Ему было 77 лет, и в историю автомобиля он вошел как владелец легкового автомобиля с самым большим пробегом: его купе Volvo P1800 на момент смерти владельца проехало более пяти миллионов километров! При этом двигатель потребовал всего два капитальных ремонта и сохранил «родные» блок и головку цилиндров. Автомобиль был выпущен в 1966 году, и все это время г-н Гордон был его единственным владельцем.
Примеры долговечности есть и у других марок — Mercedes-Benz 240D серии W 115 1976 года выпуска тоже пробежал около четырех с половиной миллионов километров, прежде чем в 2004 году отправился в фирменный музей. Его хозяин, греческий таксист Григориос Сачинидис, купил машину четырехлетней, уже подержанной.
Автомобили-«миллионники» есть среди Volkswagen и Saab, Toyota и Honda. Большинство из них выпущены в шестидесятые или семидесятые годы. А с нынешними так получится?
Не баг, а фича
«Вот у 240-й Volvo металл, железо было с полпальца толщиной, потому что машина на века делалась. А у нынешних не металл — фольга, пальцем можно промять». Такие мнения отчасти справедливы, но причинно-следственная связь у них, как правило, неверная. Причина «экономии на металле» — не в намеренном сокращении срока службы автомобиля, а в стремлении уменьшить его массу и, как следствие, расход топлива. Каждое следующее поколение модели, как правило, становится больше, просторнее и богаче по оснащению. Поэтому снижение массы всех деталей, в том числе кузовных, давно стало одним из ключевых принципов конструирования автомобиля. На запрос автомобильных конструкторов ответили поставщики материалов — появились новые пластики и прочные сорта стали, которые при меньшей толщине обеспечивают достаточную прочность и долговечность. Тому способствуют, кстати, и современные методы антикоррозийной обработки кузова, отличающиеся от дедовских методов не только составом, но и возможностью, за счет погружения кузова в специальные ванны, проникать даже в закрытые его полости.
Так что при правильном уходе современные кузова тоже могут стать долгожителями.
А то, что кузов легко деформируется — это не баг, это фича. При столкновении с препятствием части автомобиля должны гнуться и разрушаться, чтобы поглотить энергию удара и тем самым защитить пассажиров, которые находятся в окруженном прочным каркасом салоне.
Мама мыла раму
Еще одной жертвой борьбы за облегчение массы пала рама. Когда-то все автомобили состояли из шасси, которое объединяло все необходимые для движения агрегаты — двигатель, трансмиссию, подвеску, — и отдельного кузова. Последний служил только для размещения пассажиров, и особых требований к его прочности не было. Рама же для того, чтобы выдерживать нагрузки в течение всего срока службы, делалась из довольно прочных деталей. Это было удобно и с точки зрения производства — многие известные автостроители вроде Rolls-Royce и Maybach сами производили только шасси, а кузова покупатели заказывали у специализированных компаний.
У рамной конструкции есть свои достоинства. Это и лучшая приспособленность для движения по плохим дорогам — недаром пикапы и настоящие внедорожники до сих пор имеют рамную конструкцию. Ну и, конечно же, лучшая ремонтопригодность. Именно поэтому столь долго живут старые «американцы» на Кубе — рама в условиях отсутствия зим практически не подвержена коррозии и позволяет автомобилю двигаться при любом состоянии кузова. А если что, кузов можно с рамы снять, «проварить», покрасить и вернуть на место. И так делать бесконечное количество раз.
Так что и в теории, и как подтверждает практика, у рамных автомобилей больше шансов стать долгожителями.
Прогноз погоды
Про «отсутствие» зим мы упомянули неспроста. Климат — важный фактор, серьезно влияющий на долговечность. И Салоники, где работало уже упомянутое нами такси Mercedes-Benz 240D, и Лонг-Айленд, где 52 года «прожил» Volvo P1800, расположены на широте Ташкента. В Узбекистане и сейчас можно встретить автомобили советского времени, состояние кузова которых позволяет их хоть сейчас снимать в рекламных роликах. Ну, если АвтоВАЗ в сложившихся экономических условиях вернется к выпуску классических «Жигулей».
А вот на Кубе, несмотря на еще более стабильный климат, автомобили часто приходится перекрашивать: из-за близости моря и сезона дождей там очень высокая влажность воздуха. Так что, подводя итог, можно сказать, что если вы эксплуатируете свой Porsche Cayenne в Сочи, а не в Санкт-Петербурге, то шансов прожить более долгую жизнь у машины больше. Но в Краснодаре или Ставрополе их еще больше.
Чип спешит на помощь
Но, пожалуй, главная тема скепсиса относительно сегодняшних машин — их напичканность электроникой. Один мой знакомый недавно пытался оживить свой планшет, пять лет пролежавший в столе. Но ничего из этого не вышло. Система попросила установить браузер, тот отказался вставать на мертвую Windows RT, заменить которую, в свою очередь, не позволил мобильный процессор — девайс пришлось отправить на помойку. Не случится ли такое же с автомобилем, отрезанным в силу санкций от обновления ПО и микрочипов, которых и год назад уже не хватало? В условиях, когда с автомобилем, возможно, предстоит прожить десять, а то и двадцать лет, остановить свой выбор на чем-то более архаичном, с минимумом электроники?
Теоретически расчетный срок службы микросхемы измеряется в десятках лет. Но пессимисты вспоминают о том, что температура под капотом автомобиля варьируется в диапазоне от минус 60 в зимней Якутии до плюс 150 при интенсивном движении жарким летом. А такие перепады способствуют ускорению деградации микросхем. Кроме того, движение автомобиля — это еще и вибрации, а то и удары, которые тоже не очень полезны для кристаллов и контактов. При монтаже электронных блоков они испытывают механическое напряжение, которое может сократить срок их службы.
Но есть и хорошие новости. Многие граждане жалуются на то, что электронные системы автомобилей сильно отстают по своим возможностям от смартфонов и планшетов того же года выпуска. Это отставание автопроизводители объясняют тем, что навигатор или система развлечений в автомобиле должны стабильно работать весь срок службы автомобиля. И стоят такие системы сильно дороже аналогичных смартфонов прежде всего из-за длительных испытаний. И, естественно, к микросхемам и датчикам для управления основными системами требования еще жестче. Конечно, от неисправностей никто не застрахован, но как минимум электронике не грозит неизбежный износ, которому подвергаются и шины, и подвеска, и детали двигателя и трансмиссии. Поэтому плановое устаревание, как компьютерным гаджетам, автомобильной электронике не грозит. Если на смартфон не хочет вставать новая программа, то это связано с тем, что у этой программы повышенные требования к техническим ресурсам устройства — ей нужно больше памяти или более высокое быстродействие. В автомобилях прошивку меняют не так уж часто. И новую пишут с учетом возможностей уже имеющейся электроники.
Что могут крошки
Иными словами, и у нынешних автомобилей есть шанс прожить долгую и счастливую жизнь. Но здесь, как нетрудно догадаться, кроме объективных есть и субъективные факторы. Понятно, что в руках гонщика, который редко моет свою машину, опаздывает на ТО и совершает другие неразумные действия, автомобиль едва ли станет «миллионником». На темы правильного ухода за автомобилем написаны тонны книг, хотя написаны они авторами скорее для получения гонорара, нежели для того, чтобы научить нас чему-то полезному, потому что правил на самом деле немного и все они простые.
Уже упоминавшийся нами Ирв Гордон, проехавший на своем Volvo больше пяти миллионов километров, советовал выбирать автомобиль по любви и относиться к нему с уважением — например, он никогда не ел в салоне. Правда, он приводил рациональное объяснение: крошки могут привлекать насекомых. Мелочь? Но в этом явно что-то есть. Еще он призывал «читать инструкцию по эксплуатации и следовать ей». «Осматривать автомобиль хотя бы раз в неделю. Даже не очень квалифицированный водитель способен заметить низкий уровень жидкости, ослабшие шланги и следы коррозии». «Проверять давление в шинах». «Когда машина издает странный звук, прислушиваться к нему». Ну, и так далее. Собственно, вы все это знаете и без Гордона.