Из табачных заводов «выкуривают» экспатов
JTI сменила гендиректора табачных фабрик в Петербурге и Ленобласти на российского топ-менеджера, производственника
Генеральным директором ООО «Петро» и ООО «Крес Нева» (оба входят в табачный концерн Japan Tobacco International, JTI) с 13 апреля назначен Павел Купреев. Он сменил Андржея Кржижтофа Копеча, руководившего компаниями с 2017 и с 2020 года соответственно. Согласно открытым документам JTI, Павел Купреев ранее значился директором службы производства ООО «Петро». Эксперты связывают новое назначение с логичной подготовкой передачи бизнеса.
JTI — самый крупный производитель табачных изделий в России с долей рынка 34,9% в натуральном выражении. Бренды JTI на российском рынке: Winston, Mevius, Camel, LD, Петр I, Glamour, Sobranie, «Русский Стиль», More, «Тройка», Saint George, Magna, Wings, Sovereign, Golden Deer, «Наша Прима», «21 век», «Донской табак». Компания имеет четыре завода и насчитывает около 4 тыс. сотрудников в стране.
«Крес Нева» (выручка за 7,85 млрд рублей, чистая прибыль — 335 тыс. рублей) в Ленинградской области занимается обработкой табачного сырья, а ООО «Петро» (выручка за 2021 год — 57,44 млрд рублей, чистая прибыль — 7,479 млрд рублей) в Санкт-Петербурге — выпуском готовой продукции.
Эксперты считают, что смена экспатов на российский топ-менеджмент ожидаема в условиях ухода компании из России и передачи активов российским партнерам.
«Многие зарубежные специалисты оставляют свои посты в России. В случае с активами JTI такой формат работы будет более устойчивым. Сейчас фокус предприятий направлен на поддержание производственных процессов и на решение сырьевых проблем. Необходимо сохранить стабильность производства в условиях определенных сложностей, которые будут неизбежно возникать с сервисным обслуживанием и прочим»,— комментирует генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
В ноябре 2021 года JTI сообщила о начале выпуска стиков для систем нагревания табака Ploom на заводе «Петро». К 2023 году компания планировала нарастить производственные мощности до 7 млрд стиков, поставляемых на внутренний и внешний рынки. Инвестиции в проект оценивались в 7 млрд рублей в рамках соглашения о модернизации производства, подписанного со Смольным на Петербургском международном экономическом форуме.
Но в марте этого года JTI заявила о приостановке новых инвестиций и маркетинговой деятельности в России, поставив на паузу запуск новых продуктов. Компания сообщала о «беспрецедентных проблемах работы», с которыми «в настоящее время сталкиваются все крупные международные инвесторы в России». Напомним, что производитель табачной продукции Imperial Brands и Philip Morris также приостановили инвестиции и заявляли о сокращении бизнеса в России.
«Компании сообщили о приостановке инвестиций, но пока не идет речь об уходе брендов. Учитывая риски, для международных компаний логична передача российским партнерам активов. Скорее всего, это будут крупные дистрибьюторские компании, с которыми работали производители, что позволит не допустить фундаментальных проблем для головных структур. Вероятно, бренды на российском рынке останутся»,— считает Михаил Бурмистров.
Первый удар по табачной отрасли был нанесен еще в начале пандемии, когда ООО «Петро» и ряд других фабрик поставили производство на паузу из-за объявленных нерабочих дней и исключения табака из перечня товаров первой необходимости. По оценке доцента кафедры информатики РЭУ имени Плеханова Александра Тимофеева, объем отечественного рынка табачной продукции составляет 346 млрд штук сигарет, или до 1 трлн рублей в год. Продажи в отрасли постоянно сокращаются: они упали на 30% с 2017 года по 2022 год.
«Отечественные производители табачных изделий неконкурентоспособны из-за доминирования иностранных. Так сложилось из-за активной рекламы импортных сигарет на протяжении нескольких десятилетий. Практически все крупные сетевые магазины зафрахтованы на 95% сигаретами иностранного производства. Самые большие поставки шли из Германии, Италии, Нидерландов, Румынии и Бразилии. Кроме того, собственного табачного производства в России всего 1%. Вместо уходящих крупнейших производителей в российский рынок табака может войти Китай»,— подытожил Александр Тимофеев.