Дептранс Москвы может распространить оплату по лицу на билетные кассы в метро
«Ъ» обнаружил на портале госзакупок тендер департамента транспорта Москвы на доработку программного обеспечения (ПО) в части масштабирования системы оплаты проезда по лицевой биометрии на кассы в метро. Стоимость работ составляет 15,1 млн руб., подать заявку на участие претенденты могут до 15 июня. Закончить работы будущий поставщик услуги должен к октябрю. Как следует из тендерной документации, речь идет о масштабировании системы оплаты по изображению пассажира (Face Pay) на все кассы в метро, оборудованные автоматизированными рабочими местами сотрудников. В документации речь идет только о доработке системы, но не о закупке дополнительного оборудования.
В дептрансе Москвы «Ъ» сообщили, что закупка направлена на усовершенствование программного обеспечения билетной системы, в том числе выделения проходов по Face Pay в учетной системе метрополитена. «Сейчас мы активно работаем над расширением и внедрением Face Pay на МЦК и речном транспорте (тестирование электрических речных трамваев началось в Москве в конце февраля.— ''Ъ''). Для обеспечения бесперебойной работы всех систем требуется доработка программного обеспечения, о чем, собственно, и идет речь в этой закупке»,— уточнили в ведомстве. Решение о запуске проекта Face Pay в кассах для пассажиров не принято, подчеркнули в дептрансе.
Летом 2021 года мэрия Москвы заказала доработку приложения «Московский транспорт» за 329 млн руб., в ходе которой в приложении появилась новая функция, позволяющая подключить бесконтактный способ оплаты проезда по технологии распознавания лиц. Система Face Pay запущена в московском метро в октябре 2021 года на турникетах на всех станциях. Чтобы подключить новый способ оплаты, пользователь должен зарегистрироваться в системе и загрузить в нее свою фотографию. К концу октября системой воспользовались только 30 тыс. человек, что составляет около 1% пассажиров.
Доработка системы потребовалась из-за увеличения нагрузки на нее, отмечает директор центра разработки программного обеспечения Artezio Дмитрий Паршин: «Раньше система работала только с потоком людей, которые проходят через турникеты в метро, теперь она расширяется на наземный и речной транспорт, а также может появиться поток пассажиров, которые приобретают проездные билеты в кассах». «Расширение функционала ПО требуется именно в части автоматизации процессов, следующих за распознаванием, в частности автоматизации оплаты на кассах»,— уверен технический директор Crosstech Solutions Group Никита Андреянов.
С уходом с российского рынка технологий бесконтактной оплаты через смартфон Apple Pay и Google Pay на фоне санкций у пассажиров стало меньше способов оплаты: картой «Тройка», банковской картой непосредственно на турникетах или через систему Mir Pay, но она доступна только для смартфонов на Android и пока поддерживает карты не всех банков, сейчас доступны для подключения карты «Мир» 80 российских банков. Также на данный момент проходят платежи по картам «Мир» в Samsung Pay. «Расширение функционала действующей системы оплаты лицевой биометрией можно рассматривать как альтернативный способ оплаты и замену Apple и Google Pay»,— считает господин Паршин. Но юрист «Роскомсвободы» Никита Истомин сомневается, что идея оплаты биометрией может быть альтернативой Apple Pay и Google Pay: «Разворачивание оплаты через биометрию лица, через централизованную инфраструктуру на фоне утечек персональных данных из крупных российских компаний-операторов, а также утечек из ГИС нельзя назвать антикризисной мерой, учитывая обострение на международной арене и увеличение числа кибератак на российские объекты инфраструктуры и серверы коммерческих компаний».
К чему ведет развитие новых технологий идентификации в России — в материале «Ъ» «Погонные биометры».