Настоящий бизнес будущего
15 лет в России активно развивается социальное предпринимательство
В турбулентные времена многие считают лучшей личной стратегией стратегию «малых дел», благодаря которым постепенно, шаг за шагом, люди меняют мир к лучшему. Одной из эффективных моделей подобных преобразований в наши дни становится социальное предпринимательство. В России само понятие появилось довольно давно, но только 15 лет назад стала зарождаться инфраструктура поддержки, благодаря которой социальное предпринимательство в настоящее время уже пробрело статус настоящего движения, и в нынешних условиях о нём говорят все чаще. Катализатором процесса стал Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», который в 2007 году на собственные средства учредил российский бизнесмен Вагит Алекперов. Социальное предпринимательство не только полезно для общества, но и выгодно. Как оно работает, за чей счет и каким образом поддерживается, кто его главный «бенефициар», попробовал разобраться «Ъ».
Немного теории
В классическом понимании «социальное предприятие» — это организация, которая, применяя коммерческие стратегии и инструменты, решает социальные проблемы общества и генерирует прибыль, благодаря чему достигается финансовая устойчивость. Примером социального бизнеса являются частные детские сады; организация дополнительного образования, в том числе для детей и взрослых с ограниченными возможностями по здоровью (ОВЗ); предприятия, на которых работают люди с ОВЗ, пенсионеры, многодетные родители или социально незащищенные граждане. Подобных примеров много. В Реестре социальных предприятий на данный момент насчитывается свыше 6,3 тыс. компаний. И это только те организации, которые знают о Реестре и сочли необходимым в нем зарегистрироваться.
В отличие от обычной коммерции работа такого предприятия оценивается не по размеру прибыли, а по социальному эффекту — проще говоря, по объему социальных благ, которые появились благодаря работе компании. Фонд «Наше будущее», который давно практикует оценку социальной эффективности проектов, подсчитал, что один рубль, вложенный в развитие социальных предпринимателей, генерирует «благ» на 3–7 рублей.
Немного истории
Отдельные попытки создать модель социального бизнеса в России предпринимались с конца 90-х годов. Однако началом развития этого явления в России можно считать 2007 год, когда появился Фонд «Наше будущее». В первую очередь фонд озаботился выявлением тех, чей бизнес отвечал критериям социального предпринимательства. И лучшим инструментом для решения этой задачи стала выдача беспроцентных займов на создание и развитие социального бизнеса.
В первый же год работы Фонд поддержал 4 проекта из 4 регионов, предоставив 10,5 млн руб. в виде займов. Займы выделялись под конкретные проекты после детального анализа, проведённого профессиональными финансистами и экономистами. С одной стороны, оценивалась устойчивость финансовой модели бизнеса, с другой — по различным методикам рассчитывался социальный эффект проекта.
Базы знаний не было, поскольку к тому времени системно это явление практически не было изучено. Поэтому помимо адресной поддержки проектов специалисты Фонда параллельно активно разрабатывали методические материалы, изучая и издавая в переводах зарубежную литературу на эту тему и скрупулезно фиксируя опыт первых отечественных социальных предпринимателей.
Российский опыт
В 2011 году Фонд создал первый русскоязычный web-ресурс, посвященный социальному предпринимательству — «Новый бизнес: социальное предпринимательство». Только за прошлый год его посетили около 170 тысяч читателей.
При поддержке Фонда было успешно реализовано более 350 проектов на общую сумму свыше 860 млн руб. практически во всех регионах страны.
Благодаря Фонду социальное предпринимательство действительно превратилось из явления в настоящее движение со своим сообществом и своими лидерами. Для популяризации движения и поощрения его лидеров в 2012 году была учреждена ежегодная премия «Импульс добра». Она присуждается социальным предпринимателям, представителям общественных организаций, руководителям государственных структур и профильных ведомств, журналистам, СМИ и высшим учебным заведениям России. Среди лауреатов есть совершенно уникальные люди, как, к примеру, Павел Осипов, чья компания «Элита плюс» создала первый в мире компьютер для слепых, слабовидящих и слепоглухих людей ElBraille («ЭльБрайль»). А еще калининградец Роман Аранин, который создал фабрику Observer по производству современных инвалидных колясок и реализует уникальный социальный проект по оборудованию адаптивных пляжей и создает безбарьерную среду в городах страны
Ранее, в 2008 году, Фонд учредил конкурс «Социальный предприниматель», в рамках которого были выданы займы на развитие проектов социальных предпринимателей.
Фонд помогает своим подопечным и с реализацией продукции. Для этого был создан проект «Больше, чем покупка» — сбыт товаров социальных предпринимателей на заправочных станциях сети АЗС «ЛУКОЙЛ». За прошлый год было реализовано товаров на сумму свыше 150 миллионов рублей. «Необходимость в социальном предпринимательстве и раньше была высока, — считает исполнительный директор Фонда Юлия Жигулина. — Сейчас же это явление обретает новую актуальность в связи с изменением традиционных моделей рыночной экономики и острой потребностью людей в практике „малых дел“, когда активный человек старается изменить мир вокруг себя и при этом думает об устойчивости бизнеса».
Фонд «Наше будущее» выступает с законодательными инициативами в сфере поддержки социального предпринимательства. В частности, эксперты Фонда принимали участие в подготовке поправок к 209-ФЗ («О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), в котором закреплено понятие социального предприятия, а также многочисленных профильных инициатив на федеральном и региональном уровне.
В Фонде отмечают, что главным итогом 15-летней работы стало утверждение самого явления социального предпринимательства в стране, его продвижение и популяризация, что подтверждается ростом количества бизнесменов в профильном реестре. «Сейчас мы фокусируем наше внимание на двух основных задачах, — говорит Юлия Жигулина. — Это развитие образовательных проектов, которые позволят „вырастить“ новое поколение социальных предпринимателей, а также дать вторую жизнь существующим проектам за счёт акселерационных программ. Этим направлением в Фонде занимается Лаборатория социального предпринимательства — лицензированное образовательное учреждение. Также Лаборатория разрабатывает универсальные методики оценки социального эффекта проектов, что сейчас так необходимо рынку», — заключает она.