Перецепка или нет
Ведомства обсуждают «белорусский вариант» запрета въезда из ЕС
Дискуссия о форме ответа России на пятый пакет санкций ЕС, запретивший въезд российских и белорусских перевозчиков в Евросоюз, пока не завершена. Минтранс по итогам визита в Белоруссию, чьи ответные меры предполагают не полный запрет въезда автотранспорта из ЕС на территорию страны, а перецепку полуприцепов или перегруз товара на таможенных терминалах на приграничных территориях, предложил руководствоваться опытом Белоруссии. Однако против выступает ряд ведомств, в том числе Минпромторг, видящий в таком решении явные риски.
Россия обдумывает структуру ответа на пятый пакет санкций Евросоюза. 12 мая делегация Минтранса посетила Белоруссию с целью исследования опыта соседней страны в применении ее модели ответа на европейские санкции.
Евросоюз в начале апреля закрыл доступ на свою территорию российским и белорусским автоперевозчикам (см. “Ъ” от 6 апреля). Сейчас различные страны ЕС принимают соответствующие меры на национальном уровне. Так, с 7 мая запрет на грузоперевозки для российских автотранспортных компаний ввела Норвегия.
Белоруссия с 16 апреля ввела ответные меры, запретив доступ перевозчиков из ЕС на свою территорию, но разрешив перецепку полуприцепов или перегрузку на белорусский транспорт в приграничных таможенных терминалах (см. “Ъ” от 15 апреля). Постепенно страна расширила список терминалов, где разрешены перецепка и перегруз.
Дискуссия о том, как следует реагировать на пятый пакет, до сих пор продолжается. Автоперевозчики для защиты рынка призывают РФ последовать примеру Белоруссии. Так, 21 апреля к первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову обратился с письмом глава Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрей Курушин. В письме сообщалось, что до введения пятого пакета санкций доставку российских внешнеторговых грузов в европейском направлении осуществляли около 3,1 тыс. отечественных компаний с 70 тыс. работников и парком из 45 тыс. автопоездов. «Объем доходов национальных предприятий автотранспорта от оказания услуг по перевозке грузов на европейском направлении составлял, по экспертной оценке, сумму, эквивалентную €2,5–2,7 млрд в год (210–230 млрд руб.),— пишет господин Курушин.— Данный вид деятельности обеспечивал поступления в бюджетную систему страны около 40–45 млрд руб. налоговых и неналоговых платежей».
В результате ограничений ЕС российские предприятия автотранспорта вынуждены прекратить осуществление перевозок и лишены возможности осуществлять платежи по текущим обязательствам, сообщается в письме, а освободившуюся нишу начали занимать иностранные автотранспортные компании, которые «многократно подняли тарифы на свои услуги». Так, сообщает господин Курушин, если в начале года средняя ставка на перевозку груза автопоездом в составе стандартного тентированного полуприцепа из Германии в центральные регионы России в среднем не превышала €3,2 тыс., то после 16 апреля она выросла до €12–14 тыс., перевозка в Германию выросла с €2 тыс. до €6–9 тыс. АСМАП говорит о необходимости исключить необоснованный рост ставок и сохранить российский сектор международных автомобильных перевозок. АСМАП выступает за «белорусский вариант», считая, что перецепка обходится в пределах €50, перегрузка — лишь в €300–350, что несущественно относительно роста стоимости услуг иностранных перевозчиков.
С аналогичной просьбой обратились к премьеру Михаилу Мишустину и в профильный комитет Госдумы перевозчики северо-запада РФ. В их коллективном письме от 15 апреля сообщается, что «международные автомобильные грузоперевозчики РФ с численностью автотранспорта более 50 тыс. единиц с 0:00 9 апреля оказались безработными по причине введения пятого пакета санкций». Они просят запретить доступ иностранных перевозчиков по белорусской модели, а также принять меры по приостановлению или отсрочке лизинговых платежей российских перевозчиков на период не менее шести месяцев.
На совещании 17 мая в Минтрансе, сообщала АСМАП, его представитель «отметил успешный опыт белорусских коллег в организации схемы перецепок/перегрузок на приграничных терминалах Республики Беларусь и высказал мнение о целесообразности введения аналогичных мер в Российской Федерации». В Минтрансе комментариев не дали. Но не все ведомства согласны с таким решением вопроса. Так, АСМАП сообщала, что против — Минсельхоз и Минпромторг. Минпромторг видит риски в принятии «белорусского варианта» в РФ. «Я думаю, что бизнес не зря беспокоится по данному вопросу»,— говорил 17 мая глава министерства Денис Мантуров. «Мы исходим из того, что нужно принимать взвешенные решения для того, чтобы, с одной стороны, мы не остановили текущую производственную деятельность компаний, кто завязан на поставки продукции, которая и не санкционирована, не входит в перечень каких-либо ограничений для поставки в нашу страну»,— поясняет он. По данным “Ъ”, в очереди на перегруз в Белоруссии — около 400 грузовиков.