Муниципальная реформа обросла поправками
Депутаты приступают ко второму чтению законопроекта о местном самоуправлении
В понедельник комитет Госдумы по госстроительству и законодательству начинает рассмотрение поправок к резонансному законопроекту о местном самоуправлении (20 мая закончился срок их сбора), которых поступило более 700. Депутаты будут рассматривать их блоками. Часть поправок уже опубликована на сайте профильного комитета. Парламентская оппозиция по-прежнему против перехода от двухуровневой к одноуровневой системе МСУ: по мнению части депутатов, это сделает власть менее доступной для граждан. Авторы законопроекта предлагают решить проблему поправкой, по которой в структуру местной администрации смогут входить территориальные органы, находящиеся в пешей доступности для жителей, живущих далеко от административных центров. Кроме того, поправки предполагают сохранение возможности избрания мэров через конкурсные комиссии.
Председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников рассказал “Ъ”, что к законопроекту о муниципальной реформе поступило более 700 поправок. «Мы провели совещания в федеральных округах, на различных конференциях городов и других площадках. С учетом того, что материал объемный, будем рассматривать его на комитете по блокам,— рассказывает господин Крашенинников.—
Концепция у нас есть. Мы выстраиваем систему полномочий, взаимосвязь органов местного самоуправления между собой, с субъектами, с федеральным центром, и одной из наших целей является пошаговая доступность органов власти для населения».
Напомним, новую версию закона о системе муниципальной власти Павел Крашенинников и председатель комитета Совета федерации по госстроительству Андрей Клишас (оба единороссы.— “Ъ”) внесли в Госдуму 16 декабря прошлого года. Он разработан в развитие положений обновленной Конституции и должен заменить действующий федеральный закон о МСУ, принятый в 2003 году. Главными новациями законопроекта стали наделение губернаторов правом единолично отбирать кандидатов в мэры и самостоятельно отрешать их от должности, а также упразднение сельских и городских поселений и переход к одноуровневой системе МСУ. 25 января законопроект был принят в первом чтении. Второе чтение документа должно было пройти в марте этого года, но, по сведениям “Ъ”, его перенесли из-за неоднозначной реакции, в том числе со стороны представителей самих муниципалитетов. Павел Крашенинников тогда рассказал “Ъ”, что главной причиной отсрочки стала необходимость дополнительного обсуждения ключевых вопросов реформы — в частности, ее финансовой составляющей и проблемы распределения полномочий. В тексте первого чтения предусматривалось только два вида полномочий — одни с уровня на уровень передавать нельзя, другие можно. К ним может добавиться третий вид — вопросы совместного ведения регионов и муниципалитетов.
Критики законопроекта сразу после его внесения предположили, что при переходе на одноуровневую систему МСУ местная власть станет менее доступной для граждан. Чтобы снять эти претензии, Павел Крашенинников еще в марте внес поправку, согласно которой в структуру местной администрации смогут входить территориальные органы, находящиеся в пешей доступности для жителей, живущих далеко от административных центров (поправка сейчас значится в списках предлагаемых к принятию). Однако у такого подхода по-прежнему имеются критики, утверждающие, что такие подразделения местной администрации не будут обладать должной самостоятельностью.
Представители фракций КПРФ и «Справедливой России — За правду» подготовили свои поправки, направленные на сохранение двухуровневой системы МСУ.
Также они собираются настаивать на том, чтобы не дать губернатору возможность самостоятельно отстранять мэров от должности. Поправки Андрея Клишаса и Павла Крашенинникова, в свою очередь, предлагают оставить за губернатором такую возможность, но вводят ограничение: если глава региона хочет лишить мэра должности за «систематическое недостижение показателей эффективности», то он может сделать это не раньше чем через год с момента вступления мэра в должность.
Также еще в марте господин Крашенинников внес поправку о том, что муниципальное образование не является административно-территориальной единицей, хотя границы муниципалитетов и территориальных единиц могут совпадать. Другая поправка уточняет критерии разграничения муниципального и городского округов. Так, муниципальным округом будет считаться образование, на территории которого не менее трети населения проживает в сельских населенных пунктах. При этом в состав такого округа могут входить и города. Предполагается, что и эти поправки будут реализованы во втором чтении.
Председатель комитета Думы по региональной политике и МСУ Алексей Диденко (ЛДПР) сообщил “Ъ”, что поправки ЛДПР будут учтены частично.
Так, в опубликованных комитетом поправках написано, что мэры по-прежнему смогут выбираться представительным органом МСУ из состава, предложенного конкурсной комиссией, а не только губернатором, как предполагалось изначально. «Этот механизм более прозрачен и демократичен. Нужно оставить такую альтернативу, а дальше пусть субъекты и муниципалитеты решают, какую форму предусмотреть»,— пояснил господин Диденко. По его словам, также была учтена поправка ЛДПР, определяющая местное самоуправление как «форму осуществления народом своей власти» (в первоначальном варианте — «форма самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения»). Другая поправка ЛДПР о правовых механизмах создания муниципальных образований в границах бывших поселений для компенсации отказа от двухуровневой системы МСУ учтена, по словам господина Диденко, не была.