«Никто ни разу не обосновал, что за шесть лет дают образование хуже, чем за пять»
Экс-министр образования Владимир Филиппов о выходе из Болонской системы
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков высказался о Болонской системе как о «прожитом этапе» российского образования. Президент Российской академии образования Ольга Васильева подчеркивает, что необходимо увеличивать «долю специалитета в структуре программ отечественного высшего образования». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не стал комментировать эту тему, отметив, что идет работа над новым видением системы образования. Своим мнением на этот счет с «Ъ» поделился президент Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов. Господин Филиппов с 1998 по 2004 год занимал пост министра образования РФ. Именно в это время началась масштабная модернизация российского образования — от преподавания иностранного языка со второго класса и оснащения школ компьютерами до введения ЕГЭ и интеграции России в международное образовательное пространство.
В 1998 году министры образования группы стран на юбилее Болонского университета приняли заявление о необходимости создания единого европейского пространства высшего образования, суть которого — создание многоуровневой структуры высшего образования «бакалавр—магистр—доктор». Сегодня более 90% стран мира реализуют данный принцип.
Для «вхождения в Болонский процесс», как, впрочем, и для «выхода», никогда ни для одной страны не требовалось подписания какого-либо соглашения или договора.
Реализация данного принципа в нашей стране началась задолго до Болонского процесса. В 1988 году Бюро просвещения ЮНЕСКО сделало заявление о невозможности признания пятилетних дипломов выпускников советских вузов на уровне магистров по той причине, что степени магистра должна предшествовать степень бакалавра. В качестве примера было прямое указание: «Нельзя признавать дипломы иностранных выпускников Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы на уровне магистров». Министр высшего и среднего специального образования СССР издал приказ, разрешающий в порядке эксперимента обучение в УДН по системе «4+2». Еще в 1996 году до Болонского процесса система «бакалавр—магистр» была принята в законе «О высшем и послевузовском образовании». А к 2000 году около 200 вузов реализовывали наряду со специалитетом программы бакалавриата и магистратуры.
В 2012 году, когда был принят новый закон «Об образовании», шли многочисленные дискуссии и было принято решение законодательно закрепить многоуровневую систему и сохранить возможность для реализации моноуровневых пятилетних программ по отдельным специальностям. Сегодня программы специалитета реализуются по десяткам специальностям в нашей стране.
В пятилетней системе высшего образования всех учили по одному, очень централизованному (сверху спущенному) учебному плану. Многоуровневая система позволяет реализовывать гибкие образовательные траектории. Кто-то нацеливается на науку — для них важны углубленные знания; кто-то выбрал для себя практику и работу по специальности — им необходимо получить практические навыки в процессе обучения.
Что плохого в том, что человек окончил бакалавриат по машиностроению, а в магистратуре выбрал энергомашиностроение? Или изучал четыре года экономику, а далее выбрал одну из близких специализаций — маркетинг?
Что плохого в том, что ребята участвуют в программах академической мобильности и получают новые знания, компетенции и опыт?
Никто ни разу не обосновал, что за шесть (4+2) лет дают образование хуже, чем за пять. Да и возможно ли такое доказать?
Надо четко разделять два понятия: структура системы высшего образования и содержание образования. Болонский процесс — это про структуру, а содержание определяют наши собственные российские образовательные стандарты.