Новые компетенции ревизоров
Об аттестации и переаттестации аудиторов
Современная профессиональная аудиторская среда характеризуется динамичностью нормативного регулирования, сложностью бизнес-процессов проверяемых компаний, активными процессами цифровизации, роботизации и внедрением технологий больших данных, что предъявляет новые требования к компетенциям аудиторов. Выход из пандемии, текущие экономико-политические реалии — все это также привело к резкой трансформации образовательной компоненты для профессиональной аттестации и переаттестации специалистов.
Ряд международных профессиональных ассоциаций, объединяющих широкий спектр экспертов в области финансов и учета (Chartered Institute of Management Accountants), а также международных сертифицированных бухгалтеров (The Association of Chartered Certified Accountants), на неопределенный срок приостановил деятельность в России, закрыв свои штаб-квартиры и отменяя профессиональные экзамены на получение аттестата аудитора, включая оказание сопутствующих услуг. Все это явилось сильным толчком для развития и модернизации отечественной профессиональной образовательной компоненты в аудиторской отрасли. Фактически сейчас в России остается только одна организация, занимающаяся профессиональной аттестацией аудиторов,— Единая аттестационная комиссия (ЕАК), в компетенции которой входят: подготовка и проведение экзамена для соискателей квалификационного аттестата аудиторов, ведение консультационной деятельности, а также создание базы данных соискателей и обеспечение конфиденциальных сведений о них.
По мнению главного методиста ЕАК, профессора РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктора экономических наук Наталии Казаковой, квалификационный экзамен на право осуществления аудиторской деятельности обеспечивает независимую оценку профпригодности соискателей путем проверки наличия у будущих кадров совокупности компетенций, необходимых им для работы аудиторами. Такого рода аттестация проводится в компьютерной среде, включающей полную метаинформацию, блок работы с претендентами, начиная с регистрации и методической подготовки вплоть до экзаменационной процедуры и выдачи документа о сертификации, а также специализированный интерфейс для экспертов.
В 2021 году ЕАК осуществила полный цикл нового квалификационного экзамена, охватывающий 12 модулей, сгруппированных в три этапа, включая базовый, профессиональный и квалификационный уровни. Претенденты показали высокую степень владения компетенциями по модулям аудиторской деятельности, финансов и финансового анализа, анализа и оценки устойчивости бизнеса, что доказывает наибольшую заинтересованность в этих направлениях и их востребованность у работодателей. Более низкий уровень компетенций был выявлен в сфере бухгалтерского учета и отчетности в целом, особенно в сфере финансового рынка. Такие показатели могут быть связаны с периодами так называемой удаленки — дистанционной работы во время пандемии, а также с потрясениями на финансовых рынках. Средние результаты показали претенденты в модуле квалификационного уровня (комплексная аудиторская задача). Новые кадры аудиторов с квалификационным аттестатом — это будущие руководители аудиторских заданий, что выделено в отдельный раздел в новой редакции закона «Об аудиторской деятельности» 2021 года. Основные акценты в новых компетенциях сделаны на формировании у них профессионального суждения, основанного на принципах профессиональной этики и скептицизма, применении типовых информационных технологий, общедоступных баз данных и ресурсов в процессе выполнения аудиторского задания, а также на типичных практических задачах в различных областях компетенций квалификационного экзамена.
«Мониторинг профессиональных компетенций аттестованных аудиторов, проведенный ЕАК совместно с СРО аудиторов в конце 2021 года, подтверждает ключевой постулат: "Чтобы быть конкурентоспособными, необходимо развиваться и быстро адаптироваться к происходящим процессам и требованиям цифрового общества"»,— отметила профессор Наталия Казакова. В частности, в ходе мониторинга профессиональных компетенций ЕАК и СРО все опрошенные респонденты сказали, что считают обязательным применение типовых информационных технологий, включая общедоступные базы данных и ресурсы. За то, чтобы применять их для всех областей компетенций, высказались 78% участников мониторинга. За требование применять информационные технологии в аудиторской деятельности в конкретных ситуациях, использовать данные информационных систем, понимать принципы их работы высказались: в аудиторской деятельности — 79%, в праве — 73%, в финансовом анализе и анализе бизнеса — 85%, в управленческом учете, управлении рисками, внутреннем контроле — 70%. Требование применять профессиональное суждение и профессиональный скептицизм при выполнении различных заданий поддержали: в аудиторской деятельности — 69% респондентов, в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности — 81%, в праве — 77%, в финансовом анализе и анализе бизнеса — 73%, управленческом учете, управлении рисками, внутреннем контроле — 81%. Среди детальных компетенций участниками опроса были названы: в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности — знание учета и отчетности в некоммерческих организациях, в области налогообложения — знание операций с особым порядком налогообложения, в области финансового анализа и анализа бизнеса — построение трендов и прогнозов непрерывности деятельности, оценка возможности погашения накопленных налоговых убытков в будущем.
Бизнес-советник, руководитель коммуникационного агентства MassEffect Agency Наталья Дыбина констатирует, что начало глобальной трансформации профессионального экономического образования было положено в период пандемии, когда, отвечая на вызовы времени, стали внедряться более гибкие системы цифровых форматов: экспресс онлайн-курсы и краткосрочные программы переобучения, а также увеличился удельный вес именно российских модераторов образовательных программ аттестации и переаттестации. «Если раньше говорить о какой-то персонализации в образовании не приходилось, то сейчас мы видим совершенно другую картину: можно создать любую образовательную экосистему, которая будет учитывать не только профессиональные, но и персональные компетенции, на основе которых можно строить карьеру в отрасли»,— отметила Наталья Дыбина. По ее наблюдениям, на фоне текущей экономической ситуации на рынке по-прежнему востребованы высококвалифицированные аудиторы. «Давать долгосрочные прогнозы о том, каким будет рынок, еще рано, но сейчас уже можно совершенно точно говорить о том, что профессии существенно изменятся. Вывод на рынок новых валют, технологии искусственного интеллекта, роботизированная автоматизация многих процессов, виртуальная и дополненные реальности и повсеместная цифровизация привычных сфер жизни — все это приводит к возникновению потребности в многопрофильных универсальных специалистах, обладающих широким спектром метанавыков. Столь стремительный рост технологий ставит высокую планку перед будущими работниками экономической сферы и потребует комплексных цифровых компетенций и умения быстрой выработки решений в условиях неопределенности»,— считает госпожа Дыбина.
В феврале на заседании Бизнес-клуба для аудиторов и финансистов ЕАК презентовала свои новые сертификации для специалистов по различным направлениям финансовой деятельности в качестве аналогов международных сертификатов. «Они адаптированы к актуальной российской нормативной базе с учетом ряда профессиональных стандартов Минтруда. Ключевую роль для специалистов в области финансов приобретают IT-компетенции и навыки формирования аналитических процедур оценки рисков, а также профессиональные навыки: обоснование своей позиции, использование профессиональной терминологии, применение профессионального суждения и профессионального скептицизма, представление рассуждений и выводов в четкой, логичной и краткой форме, разработка рекомендаций»,— заключила Наталия Казакова.
В условиях импортозамещения во всех отраслях, ухода и приостановки деятельности профессиональных организаций и компаний-конкурентов именно российские образовательные технологии и профессиональные объединения будут способствовать развитию и повышению профессиональных компетенций экономических кадров, что, в свою очередь, окажет позитивное влияние на развитие национальной экономики в целом.