Виды на Петра

Город помнит о своем основателе

Бронзовый Петр I на коне и на троне, в лавровом венке и в шляпе, в сандалиях и ботфортах, в горностаевой мантии и в простой рубашке, со шпагой, мечом, топором и даже со смартфоном и чемоданом на колесиках — в Петербурге 25 статуй, бюстов и монументов в честь основателя города. В честь 350-летия со дня рождения первого российского императора рассказываем о самых интересных из них.

Политкоррекция

Наверное, нет больше городов, где было бы так много памятников их создателям, как в имперской столице России. Во времена, когда Санкт-Петербург был Ленинградом, колыбелью революции, Петр I делил монументальную славу с Ильичом, но теперь император в абсолютных лидерах. Восстановлены даже некоторые утраченные памятники царю.

Новый монумент по мотивам старого открывается в июне возле небоскреба «Лахта Центр». Это вольное воссоздание давно утраченной работы скульптора Леопольда Бернштама. В 1909 году около Адмиралтейства был установлен сюжетный памятник «Петр I спасает рыбаков, тонущих близ деревни Лахта в ноябре 1724 года». По легенде, царь, возвращаясь из Шлиссельбурга, увидел в заливе севший на мель бот с людьми и бросился их спасать. В результате простудился, заболел и умер. Император у Бернштама выходил из догонявшей его волны, вытаскивая на берег двух обессилевших мужчин. В 1918 году монумент признали антихудожественным и отправили в переплавку. Идея воссоздать памятник принадлежит Фонду поддержки социальных инициатив «Газпрома». Причем заказчик попросил сделать новый памятник «не таким драматичным и придать Петру позитивный вид», рассказал на Градостроительном совете в октябре 2020 года один из авторов проекта, скульптор Степан Мокроусов-Гульельми. Поэтому Бернштама подкорректировали, заменили погибшего рыбака на заднем плане мачтой с парусом, и теперь Петр аллегорически спасает уже всю Россию, что называется, с изменившимся лицом и в несколько другой позе.

Надо сказать, что двум другим монументам Леопольда Бернштама повезло больше. Его «Царь-плотник», воссозданный с копии из голландского города Зандама, был подарен Петербургу в 1996 году правительством Нидерландов и установлен на Адмиралтейской набережной, недалеко от своего первоначального местоположения, в честь 300-летия российского флота и царского путешествия в Голландию. А к 300-летию Петергофа, в сентябре 2005 года, в Нижнем парке появилась необычная бронзовая скульптурная группа: Петр держит на руках одетого королевичем мальчика с игрушечной шпагой. Сначала эту пару в разных публикациях называли «Петр I целует малолетнего короля Людовика XV». Потом утвердили менее двусмысленное название — «Петр I с Людовиком XV на руках». Монумент, символизирующий тесные связи двух стран, сооружался к визиту президента Франции Эмиля Лубе в Петербург в 1902 году. Бернштама вдохновила описанная очевидцами история, случившаяся во время путешествия Петра по Европе. На встрече с семилетним Людовиком XV Петр поднял короля на руки, смутив королевскую свиту. «Всю Францию на себе несу»,— якобы заявил он при этом. Памятник пропал во время Великой Отечественной войны. Воссоздан Николаем Карлыхановым по старым фотографиям и подлинной авторской гипсовой модели.

Сердечная привязанность

В петербургском фольклоре есть легенда о призраке Петра, который привиделся будущему императору Павлу I, гулявшему по городу с князем Куракиным. Призрак привел их на Сенатскую площадь и указал на место, где впоследствии, в августе 1782 года, был установлен первый конный памятник Петру. Медным всадником, хотя он отлит из бронзы, его стали называть позже, после выхода в свет поэмы Пушкина.

Если приглядеться к грозному всаднику, простирающему руку над городом, можно заметить странности, нехарактерные для изображений монархов. Вместо традиционного облачения римских императоров Петр одет в длинную рубаху и свободный плащ и восседает не в богато украшенном седле, а на медвежьей шкуре. Так автор памятника, француз Этьен Морис Фальконе, обозначил близость государя к народу. С головой императора возникли проблемы: мастеру она никак не давалась. С задачей справилась ученица Фальконе и, по слухам, его любовница 18-летняя Мари-Анна Колло. Екатерину II, заказчицу памятника, привели в восторг зрачки Петра в виде сердечек. За голову императора Екатерина II удостоила Колло пожизненной пенсии и членства в Императорской академии художеств.

А вот бронзовый конь вовсе не орловский рысак, как его называют некоторые источники: эта порода появилась позже. По более правдоподобной версии, Петр восседает на своей любимой лошади по имени Лизетта. Царь купил ее у голландских купцов и назвал якобы в честь девушки, которой тогда был увлечен. Лошадь прослужила хозяину почти десятилетие, и, когда умерла, из нее сделали чучело, которое и сейчас можно увидеть в петербургском Зоологическом музее. Надпись поясняет: «Лошадь по кличке Лизетта, служившая Петру I во время Полтавской баталии, из первых экспонатов Кунсткамеры 1716–1725». Лизетта стала прообразом коня и для единственного памятника, работа над которым началась еще при жизни царя. Монумент установил перед Михайловским замком Павел I, правнук Петра. Привиделся ли ему призрак и в этот раз, история умалчивает.

Голова и ноги

Конный монумент Петру Великому, установленный перед Михайловским замком. Скульптор — Бартоломео Карло Растрелли

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Если немного отойти от памятника перед Михайловским замком, со стороны левой руки императора, и подняться на поребрик, окружающий газон, то левая передняя нога коня окажется стройной женской ножкой. А маленький пучок шерсти за копытом будет казаться каблуком. Кто это обнаружил, неизвестно, но это зрелище неизменно производит большое впечатление на непосвященных. Монумент был установлен только через 80 лет после того, как итальянский скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли начал работу над ним. Растрелли еще при жизни Петра снял с него маску и создал знаменитую «Восковую персону», что хранится в Эрмитаже. Поэтому перед Михайловским замком и в зале Московского вокзала, где установлена копия царского бюста работы Растрелли, Петр как живой.

Казалось бы, бронзовый царь, с 1991 года сидящий на троне в саду Петропавловской крепости, тоже мог походить на себя, но нет. Хотя лицо Петра — копия не то прижизненной, не то посмертной маски царя, автор скульптуры Михаил Шемякин увеличил пропорции тела царя в полтора раза. Получился гротескный персонаж с длинными конечностями и маленькой головой. Как утверждал сам скульптор, идею создать Петра Шемякину подал Владимир Высоцкий. Туристы с некоторой опаской присаживаются на колени Петра, чтобы сфотографироваться, а депутаты и пожилые дамы время от времени требуют монстра убрать, но он пока держится.

Памятник Петру I в Петропавловской крепости. Работа художника Михаила Шемякина

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Зато власти Петроградского района присматривают за бюстом Петра работы скульптора Владимира Горевого: бюст перекочевал от стадиона «Петровский» к зданию районной администрации после того, как у него украли голову, предположительно, футбольные фанаты. Голову нашли, в 1996 году отправили в администрацию, там она пролежала семь лет, потом ее вернули на место и вновь открыли бюст к 300-летию города.

Гигант и карлики

Памятник Петру I на Прибалтийской площади. Работа скульптора Зураба Церетели

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

В Петербурге есть и свой Петр работы Зураба Церетели. Понятно, он тяжелее и выше всех: 7 тонн, высота вместе с пьедесталом почти 13 метров. Под ним в 2005 году трескались ступени Манежа, когда там была персональная выставка Церетели. Когда мастер объявил о передаче памятника городу, власти призадумались. Скульптор видел своего Петра в центре Петербурга, но в результате он оказался в исключительно удачном месте — перед отелем «Park Inn by Radisson Прибалтийская». Конечно, хорошо бы Петр смотрел в сторону Финского залива, а не стоял с указом об основании города спиной к окну в Европу, но не вышло.

В окружении скульптурного Петра нашлось место и лилипутам — видимо, для контраста. Монумент «Царская прогулка» Михаила Шемякина в Стрельне представляет собой интересное зрелище: в одной линии на невысоком подиуме выстроились император, пышногрудая Екатерина I (это единственное ее изваяние), карлик-шут, такой же карликовый трон, две борзых и две декоративные пушки. Всех можно потрогать.

А самый современный Петр, работы Михаила Дронова, появился в 2015 году в зоне внутренних рейсов аэропорта Пулково. Скульптура, как и сам Петр, ростом чуть выше двух метров. Царь в зеленом кафтане с красными обшлагами, черной треуголке, с красным чемоданом на колесиках и со смартфоном глядит поверх голов пассажиров и широко шагает.

Елена Федотова

Вся лента