Предрельсовый осмотр
Инвесткомиссия одобрила передачу пермского трамвайного комплекса в концессию
Несмотря на остающиеся у городской инвесткомиссии вопросы к частной концессионной инициативе ООО «Мовиста Регионы», она приняла предложение общества. В течение следующих трех лет эта аффилированная с «Трансмашхолдингом» компания будет заниматься обновлением трамвайного комплекса Перми в рамках федеральной программы. В гордуме ждут более детальных пояснений по готовящемуся концессионному соглашению. Некоторые депутаты уверены, что с его заключением торопиться не стоит.
Частная концессионная инициатива ООО «Мовиста Регионы» поступила в администрацию Перми 25 мая. В конце прошлой недели городская инвесткомиссия провела первое заседание по ее рассмотрению. У членов совещательного органа тогда возникло много вопросов к проекту, и обсуждение было решено отложить. Повторное заседание, назначенное на 22 июня, было закрытым для СМИ. После его окончания в пресс-службе мэрии сообщили, что комиссия решила поддержать заключение концессионного соглашения с компанией.
Федеральная программа модернизации электротранспорта была анонсирована в 2021 году. Всего в ней должны принять участие десять городов. В каждом из них проекты будут реализованы на условиях концессий с привлечением средств федеральных структур — «ВЭБ.РФ» и ФНБ. На стадии заключения соглашения находится пока только Курск, на этой неделе документ должен быть опубликован. Другие участники, как и Пермь, пока ведут переговоры с инвесторами и федерацией. Готовность выступить инвестором проектов в Перми и других городах выразило ООО «Мовиста Регионы», зарегистрированное в Москве в октябре 2020 года и, по данным «Ъ-Урал», аффилированное с «Трансмашхолдингом» (ТМХ). Ранее другая близкая к ТМХ структура — ООО «ПК „Транспортные системы“» — дважды выигрывала конкурс на поставку трамвайных вагонов в Пермь. В общей сложности общество поставило для нужд города 24 новых вагона.
В столице Прикамья в рамках реализации программы запланирован ремонт 34,7 км трамвайных путей, реконструкция депо «Балатово», обновление семи тяговых подстанций и приобретение 44 новых трамвайных вагонов. Проект оценивается в 15,5–16,1 млрд руб., из них 10,6 млрд — средства инвестора. Завершить все работы планируется в 2025 году. Условием реализации проекта является передача трамвайного комплекса в управление инвестору на 25 лет. Предполагается, что МУП «Пермгорэлектротранс» (ПГЭТ), которое сегодня им управляет, и концессионер будут совместно руководить трамвайными перевозками.
Председатель комитета Пермской думы по инвестициям и управлению муниципальными ресурсами Михаил Бесфамильный рассказал «Ъ-Прикамье», что на этом заседании у комиссии возникли новые вопросы к проекту. Он отметил, что обсудить их все из-за ограниченности времени не удалось. «С моей стороны, например, был вопрос о дальнейшей судьбе старых трамвайных путей. Нужно разобраться, какое количество металла в итоге будет демонтировано, сколько это стоит и кому он достанется. В проекте концессии этот момент пока не учтен, хотя он важный,— поделился депутат.— Также спрашивали администрацию, зачем нам в принципе концессионное соглашение и не можем ли мы сами реализовать такой проект. Но тут коллеги из мэрии четко объяснили свою позицию — так для городского бюджета будет гораздо дешевле».
Решение комиссии все же поддержать проект, по словам Михаила Бесфамильного, связано с тем, что федерация торопит с подготовкой необходимой документации. Если до 1 сентября все формальные моменты не будут урегулированы, то Пермь рискует выбыть из программы. «А если появилась возможность принять участие в таком проекте, то, несмотря на некоторые спорные моменты, нужно это сделать. Конечная цель всех этих мероприятий — стимулировать людей пересаживаться с личного транспорта на общественный. Какие-то запретительные меры тут малоэффективны, а вот повышение скорости и комфорта городского транспорта будет работать»,— считает господин Бесфамильный.
Руководитель думского комитета по экономическому развитию Арсен Болквадзе сообщил, что не до конца раскрытыми остались в основном технические вопросы: как выбирали объекты, которые будут ремонтироваться, какие трамваи планируется закупить, как ПГЭТ и концессионер поделят полномочия, продуманы ли шаги на случай, если в течение рассчитанного на столь долгий срок партнерства инвестор выйдет из проекта.
«Частично ответы на них были даны. Продолжим обсуждение, и надеемся, что в дальнейшем эти моменты будут окончательно прояснены»,— сказал депутат. По его словам, обсуждалось также развитие системы трамвайного комплекса Перми в целом, вне федеральной программы, в том числе планы по строительству трамвайных путей до микрорайонов Садовый и Парковый, а также возможность запуска трамваев на правый берег Камы. «Жаль, что эти вещи не вошли в проект, но их все равно нужно прорабатывать, раз мы решили в будущем отдавать предпочтение электротранспорту как наиболее быстрому и экологичному»,— полагает господин Болквадзе.
По мнению депутата гордумы, владельца пермской транспортной компании «Дизель» Эдуарда Мирзамухаметова, инвесткомиссии стоило повременить с принятием решения о передаче пермского трамвайного комплекса в управление ООО «Мовиста Регионы». Он отмечает, что другие города-участники, за исключением Курска, «так не торопятся, а все просчитывают и взвешивают». «Один из главных интересов концессионера понятен — за счет соглашения „Транспортные системы“ могут значительно укрепить свое положение на пермском рынке. Заявлялось, что концессионер планирует закупать новые трамваи без конкуренции, а значит, скорее всего, у близкой к нему компании. Поставка еще 44 трамваев предприятия грозит установлением монополии на рынке трамвайных перевозок в Перми, а монополия всегда приводит к удорожанию товаров и услуг. Так что возможность возникновения дополнительной финансовой нагрузки на бюджет города и налогоплательщиков исключать нельзя. Подобные решения, которые будут влиять на городскую среду в течение столь длительного времени, должны обсуждаться более обстоятельно»,— считает господин Мирзамухаметов.