Оставаясь с ЮНЕСКО
Международное сотрудничество
Несмотря на сложную геополитическую обстановку и разрыв партнерских отношений России с рядом государств, выход страны из ЮНЕСКО маловероятен.
За последние месяцы Россия вышла или была исключена из ряда различных международных союзов и организаций. Причина — военный конфликт на Украине, что уже привело страну к частичной изоляции. Сложности возникли и с сотрудничеством России с другими государствами в рамках совместных программ сохранения культурного наследия. Тем не менее выход страны из ЮНЕСКО, по мнению экспертов, очень сомнителен.
Напомним, ЮНЕСКО является частью Организации Объединенных Наций (ООН). Занимается охраной всемирного культурного и природного наследия, а также укреплением международного сотрудничества в области образования и науки. В ЮНЕСКО входят 194 страны. По состоянию на 2021 год в Список всемирного наследия ЮНЕСКО включено 1154 объекта, из которых 897 являются культурными, 218 — природными и 39 — смешанными. В России всего 30 объектов попавших в такой список, из них 18 относят к подкатегории архитектурных шедевров, в том числе — исторический центр Петербурга.
В 2015 году по финансовым причинам было закрыто представительство ЮНЕСКО в России. Взаимодействие с головным штабом в Париже теперь осуществляется через Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО, которую возглавляет министр иностранных дел Сергей Лавров.
Вопрос не рассматривается
Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе напоминает, что с 1986 года наша страна является участницей Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой в 1972 году, и ведет масштабную работу в рамках этого международно-правового документа. В знак признания значительного вклада России в защиту всемирного наследия в ходе 15-й чрезвычайной сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО (29 марта 2021 года) наша страна была избрана местом проведения 45-й сессии комитета, приуроченной к 50-летию Конвенции.
«Тем не менее в настоящее время в условиях крайней политизации мы наблюдаем, как ряд недружественных стран пытается лишить нас права проведения сессии, а также председательства в комитете. Что касается выхода России из ЮНЕСКО, то наша страна не рассматривает этот вопрос. Исключение нашей страны из организации процедурно невозможно ввиду того, что государство сначала должно быть исключено из ООН. Даже если гипотетически такое случится, вопреки всем нормам и процедурам, наша страна самодостаточна в вопросах охраны наследия, с учетом имеющихся ресурсов, опыта и компетенций»,— подчеркивает господин Орджоникидзе.
Схожие выводы делает и консультант по геобрендингу и маркетингу территорий Сергей Бердышев: «Пока что вероятность выхода России из ЮНЕСКО очень невысока. И все-таки таковая возможность существует ввиду исторического прецедента, созданного Дональдом Трампом, в период президентства которого Госдеп США заявил о выходе Соединенных Штатов из этой организации в интересах государства. Фактически же выход состоялся 31 декабря 2018 года. Еще в 2011 году США, недовольные политикой ЮНЕСКО, прекратили выплату членских взносов, отчего на момент выхода сумма долга страны перед организацией перевалила за $500 млн».
Однако, добавляет эксперт, вероятность выхода России из ЮНЕСКО значительно возрастет в случае заявленного отказа от Болонской системы по мере дальнейшей реализации Москвой политики контрсанкций. Следует понимать, что программа ЮНЕСКО в области достижения устойчивого образования является проводником Болонского процесса в мире, что превращает организацию в одну из международных структур влияния, а потому будет рассматриваться как угроза суверенитету России.
В настоящее время существует определенное давление на Россию со стороны западных стран в рамках санкционной политики, отмечает юрист, доцент департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ Алексей Иглин. «В то же время наблюдается и поддержка других стран — членов ЮНЕСКО. Поэтому говорить о выходе РФ из состава этой организации, а равно исключении, преждевременно. Тем более что ЮНЕСКО изначально позиционировала себя неполитизированной структурой. Выход из ЮНЕСКО, равно как и возвращение в число членов, возможен, но это необязательно влечет выход из темы всемирного наследия»,— считает он.
С поддержкой и без
По мнению Григория Орджоникидзе, Конвенция ЮНЕСКО является эффективным инструментом в деле защиты российских объектов всемирного наследия. В частности, на примере исторического центра Петербурга и связанных с ним групп памятников она запрещает возведение высотных зданий, превышающих так называемую «небесную линию» города. В рамках конвенции также не разрешено строительство новых сооружений, не имеющих отношения к историческому облику объекта всемирного наследия. «Таким образом, становится очевидно, что средства, предусмотренные на проекты, предполагающие не воссоздание, а возведение "новоделов", целесообразно направлять на реставрацию уникальных архитектурных сооружений исторического центра города»,— отмечает ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
Между тем некоторые эксперты полагают, что власти Петербурга неактивно исполняют принятые международные обязательства по защите исторического центра. Они предлагают корреляцию местного законодательства. Реальной силой в деле охраны всемирного наследия как в Петербурге, так и в целом на территории России являются общественные движения и организации культуры, вокруг которых происходит консолидация граждан, полагает господин Бердышев. Поэтому для подлинной защиты памятников истории, культуры и природы требуется не в последнюю очередь совершенствование национального законодательства об общественных организациях и объединениях, их фактическая поддержка, включая помощь в форме информационного спонсорства.
Управляющий директор консультационной группы «ТИМ» Виктор Миронов отмечает, что вопрос защиты исторического центра Петербурга очень сложный и комплексный. «Необходимо балансировать между интересами защиты города и интересами развития. К сожалению, законодательство об охране памятников не раз оказывалось бессильным перед сиюминутными бизнес-интересами. Чтобы исправить эту ситуацию, важны и политический тренд руководства города, который сейчас совершенно неочевиден, и ответственность бизнеса — в первую очередь застройщиков. Есть множество законодательных проблем. Как известно, ни один исторический жилой дом не соответствует действующим санитарным нормам, что вызывает огромные сложности для проектов реконструкции. В результате мы получаем либо разрушение памятников, либо дорогие проекты с сохранением лишь фасада. Эти проблемы должны волновать не ЮНЕСКО, а в первую очередь нас самих»,— уверен он.
По мнению президента фонда развития городского самоуправления «1870» Кирилла Страхова, волна сносов исторических зданий, прокатившаяся по Петербургу этой весной при полном равнодушии органов охраны памятников, подсказывает, что некоторые чиновники уже самовольно вышли из-под контроля ЮНЕСКО. «Логика сугубо детская: круши — ломай, пока взрослые отвернулись и заняты своими делами. Федеральный центр не поддерживает такое поведение, о чем однозначно свидетельствует реакция председателя Следственного комитета РФ. В том числе поэтому фантазии о выходе из ЮНЕСКО полностью бесперспективны. ЮНЕСКО — это ключевая структура Организации Объединенных Наций, а Россия очень активно использует площадку ООН в нынешнем кризисе»,— резюмирует эксперт.