«Яндекс» сыграет в монополию
Компания может получить сервис доставки Delivery Club
Распродажа убыточных активов IT-корпораций с госучастием продолжается. VK и «Сбер» пытаются продать принадлежащий им сервис доставки Delivery Club основному конкуренту — «Яндекс.Еде». Один из возможных сценариев сделки — обмен, в рамках которого «Яндекс» передаст VK свои медиасервисы «Яндекс.Новости» и «Дзен» в обмен на Delivery Club. Эксперты же опасаются, что российским рестораторам придется иметь дело с монополистом, который начнет активно повышать комиссии для своих партнеров, чтобы выйти в прибыль.
Холдинг VK (бывшая Mail.ru Group) и «Сбер» ведут переговоры о продаже крупного актива своего совместного предприятия «О2О» — сервиса доставки Delivery Club «Яндексу», сообщил 5 июля The Bell. В VK, «Сбере» и «Яндексе» отказались от комментариев.
Среди возможных вариантов сделки источники The Bell называют обмен активами — «Яндексу», у которого уже есть «Яндекс.Еда», будет передано Delivery Club в обмен на «Яндекс.Новости» и «Дзен». Сделки с новостными онлайн-активами в России совершаются путем сложных комбинаций, в том числе из-за того, что сторонам нужно в том числе учитывать законодательные ограничения на долю иностранного капитала в СМИ и агрегаторах, объясняет сопредседатель комитета по нативной рекламе Ассоциации развития интерактивной рекламы Анна Доскач.
Сервис Delivery Club работает на рынке с 2009 года, в 2016 году 100% компании было выкуплено Mail.ru Group (с 2021 года VK) за $100 млн. По собственным данным, к концу 2021 года агрегатор работал в 350 городах РФ, к нему подключено более 45 тыс. ресторанов, выручка Delivery Club в 2021 году составила 16,2 млрд руб., выручка ООО «Деливери клаб» в 2021 году составила 13 млрд руб., чистый убыток — более 7 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакс».
ООО «Яндекс.Еда» также остается убыточной — по итогам 2021 года выручка агрегатора составила 13,2 млрд руб., чистый убыток — 4,3 млрд руб., указано в «СПАРК-Интерфакс».
Медиаконсультант Александр Амзин считает, что «Яндексу» важно «избавиться от медиарисков», связанных с передаваемыми сервисами, а задача VK — в контроле большой аудитории с помощью медиа и соцсетей. Возможный обмен активами вряд ли продиктован бизнес-логикой, соглашается партнер Data Insight Борис Овчинников. Поэтому, считает он, условия возможного обмена могут быть очень разными.
Примерная стоимость Delivery Club может быть равна двум годовым выручкам, оценивает управляющий директор Peregrine Capital Дмитрий Габышев. Таким образом, рыночная стоимость сервиса доставки может составлять 32,4 млрд руб. Ранее источники Forbes оценивали «Дзен» и «Яндекс.Новости» в $1 млрд, исходя из общей капитализации «Яндекса» в $30 млрд. По состоянию на 5 июля капитализация «Яндекса» не превышает $6,8 млрд, таким образом стоимость медиаактивов может составлять около $200 млн.
Объединение Delivery Club и «Яндекс.Еды» фактически означает монополизацию рынка доставки для общепита, предупреждает господин Овчинников. Если сделка состоится, продолжает он, «Яндекс» сможет существенно улучшить рентабельность сервиса за счет корректировки условий для ресторанов.
В апреле 2022 года «Яндекс» подписал соглашение по продаже VK сервисов «Яндекс.Новости» и «Дзен». Стороны ранее отмечали, что сделка должна получить одобрение от ФАС. Представитель ФАС сообщил «Ъ», что службе не поступало ходатайств об обмене этими активами. Там добавили, что позиция ведомства по сделке, при которой «Яндекс.Еда» и Delivery Club окажутся у одного владельца, «будет зависеть от конкретных параметров и договоренностей сторон сделки, которые служба должна будет оценить на предмет соответствия антимонопольному законодательству». В ФАС также рассказали «Ъ», что ходатайство по сделке о продаже «Яндекс.Новости» и «Дзена» к ним до сих пор не поступало.
По данным The Bell, в 2022 году VK и «Сбер» окончательно утратили интерес к совместному предприятию и ищут варианты выхода из него и распродажи активов. «О2О Холдинг» был создан в 2019 году, стороны владеют по 45%. В СП входили сервис доставки еды и продуктов Delivery Club, «Кухня на районе» и «Самокат», а также агрегатор такси «Ситимобил» и служба каршеринга «Ситидрайв». В марте акционеры объявили о закрытии «Ситимобила», а позже продали сервис владельцу «Таксовичкоф» и «Грузовичкоф» — холдингу People&People. В это же время стало известно, что VK и «Сбер» могут продать или закрыть и другой сервис — «Кухню на районе».