Основной актив
Почему металлургические компании строят «города мечты»
Турбулентность начала третьего десятилетия XXI века стала подтверждением тезиса, в целом уже принятого российской металлургией: промышленная компания — это не только коммерческий проект, но и проект социального и территориального развития. Ближайшие годы покажут эффективность ранее формулировавшихся подходов металлургов к социальным проблемам. Они различаются, хотя идея «чистой конкуренции зарплатами» уже мало кем считается рациональной — все более популярна «конкуренция новыми городами», которые должны стать гарантией наличия кадров для новой экономики.
2022 год, уже по завершении ковидной пандемии, почти неизбежно станет стресс-тестом для концепций социальной политики всех без исключения российских компаний. Для металлургических групп — в особенности. С одной стороны, санкционный кризис и резкий рост неопределенности в любом случае заставят некоторые компании оптимизировать расходы, в том числе на социалку — хотя бы потому, что необходимо иметь резервы для среднесрочной социальной политики в случае ухудшения ситуации. С другой — модели, по которой она строилась до кризиса, различались и будут реагировать на ситуацию различно.
При этом, несмотря на кризис, именно для металлургии в РФ проблемы, связанные с работой с человеческим капиталом, остаются теми же — если не усугубляются. Никуда не делись демографическая яма и проблема оттока населения из регионов в мегаполисы — это по-прежнему заставляет компании бороться за каждого перспективного сотрудника. И практически для всех уже понятно, что конкуренция за человеческий капитал не может быть аукционом зарплат: остановить отток населения в мегаполисы, что подрывает промышленный потенциал страны, этим невозможно. При этом идея неотделимости человека от территории, на которой он живет, преобладает. Так, «Русал» с его особой структурой географического присутствия в РФ, сдвинутой на относительно мало освоенный восток и север страны, активно реализует концепцию «городов мечты»: опережающее развитие социальной инфраструктуры рассматривается как корпоративная стратегия. Не менее показательный пример — крупные инвестиции, в первую очередь горнолыжные проекты, которые вообще популярны у металлургов: предполагается, что инвестиции в такие спортивно-рекреационные проекты нужны для социального развития «металлургических» городов России, которых немало.
Уроки пандемии
Сама по себе пандемия также показала, насколько может быть важна социальная повестка. Так, в 2020 году в России на частные средства был реализован масштабный медицинский проект. Первым весной еще в первую волну коронавируса об опасности пандемии заявил промышленник Олег Дерипаска. После серии встреч бизнесмена с губернаторами в удаленных городах Сибири и Урала началось строительство семи медицинских центров для лечения больных COVID-19. В итоге всего за полгода современные Медицинские центры помощи и спасения были построены и переданы государству в Ачинске, Богучанах, Братске, Краснотурьинске, Саяногорске, Тайшете и Шелехове. За полтора года работы в центрах вылечились более 16 тыс. человек.
Отметим, что практически все металлургические компании России тратили значительные средства на коронавирусную защиту. Риски 2020 года выглядели очень высокими: компании и вкладывались в системы тестирования, и поддерживали грантами местные власти, и помогали техникой. В этом контексте «Русал», профинансировавший строительство медцентров для лечения больных коронавирусом, отличается необычной готовностью делать инвестиции в медицинскую инфраструктуру, которая формально вне сферы его полномочий — большинство коллег вкладывалось в «заводскую» медицину, а «городскую» поддерживали де-факто грантами.
Впрочем, если работать с отчетностью «Русала», можно обнаружить, что на деле это для компании в порядке вещей. «Больничный» проект обошелся «Русалу» в 8 млрд руб., а общая сумма инвестиций группы в социальную инфраструктуру регионов, на социальные программы и смежные проекты в 2010–2020 годах — $442 млн. Спортивные площадки, жилье, детские сады, школы, поликлиники, парки и общественные пространства — все это «Русал», как выясняется, делает на свои. Казалось бы, без видимой прибыли для компании. Но в «Русале» считают эти деньги инвестициями. И об этом ниже.
Города будущего
Такой подход особенно важен в тех отраслях экономики, которые естественным образом связаны с особыми условиями проживания: отдаленные территории, непривычный климат, ограничения по инфраструктуре, говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Компаниям нужно сконцентрироваться не столько на популяризации рабочих специальностей, которая и без того достаточно высока, и не на повышении зарплат, которые в промышленности также достаточно высоки, сколько на повышении комфорта для сотрудников в отдаленных регионах». Ничего удивительного, особенно если понимать, кадры какой квалификации нужно привлекать: современное алюминиевое производство — это сложно, и в первую очередь из-за увеличения доли инженерных кадров в персонале. В медвежьем углу такие люди жить если и будут, то только вахтой и уедут при первом удобном случае. Нужен комфортный город, жители которого обеспечены всеми необходимыми услугами надлежащего качества. Но сами по себе они не появятся — кто-то должен все это построить. И эту миссию берет на себя «Русал». Для Сибири, испытывающей колоссальный отток населения, этот подход как никогда актуален. Необходимо развернуть этот процесс вспять, чтобы люди не уезжали, а приезжали в Сибирь. Именно такими категориями оперирует «Русал». Переселенческий подход для компании — это, по сути, корпоративная ДНК: советская алюминиевая отрасль в том числе выполняла функцию освоения зауральских территорий России — «движение на Восток», вслед за экспансией энергетиков в Сибирь, для нее органично. Опыт «Русала» в России изучают и пытаются копировать многие, но для большинства характерна концепция «поддержки самоуправления» — более осторожного партнерства с местными властями, осознание себя лишь как одной составляющей старой, насчитывающей порой столетия социальной общности городов европейской части России.
В любом случае само понятие «промышленная компания» в будущем, видимо, будет уже по умолчанию расшифровываться не как «набор промышленных активов», а скорее как «пространство аккумулирования человеческого капитала в промышленной сфере». На более простом языке это можно выразить цитатой основателя «Русала» Олега Дерипаски: «Самым ценным активом бизнеса являются его сотрудники». В последние годы это уже не его цитата и даже не общий принцип для металлургов. Так думают теперь практически все промышленники — вопрос только в том, чья реализация этих слов на практике будет более конкурентоспособной.
Наглядный пример экосистемного подхода — Тайшет в Иркутской области. В декабре прошлого года состоялся тестовый запуск первой очереди Тайшетского алюминиевого завода имени Столыпина, на сегодня самого технологически совершенного алюминиевого завода мира. И именно там «Русал» сразу приступил к реновации городской среды, реконструкции городского парка, ремонту единственного в городе бассейна, строительству жилья и медицинского центра для лечения больных коронавирусом. Другой пример: жилищной программе для сотрудников «Русала» уже около десяти лет — это субсидированная ипотека без первоначального взноса, однако и в поселке Таежный, где открыт Богучанский алюминиевый завод, даже при наличии финансовых возможностей почти нечего купить. Поэтому там силами «Русала» был построен жилой микрорайон, не считая двух детских садов, школы с бассейном, поликлиники.
Собственно, потребность в образованных инженерах, демографическая яма и отток населения из регионов заставляют компанию бороться за каждого перспективного сотрудника самыми разнообразными способами. И в «Русале» раньше других поняли, что дело не в хорошей зарплате (которая выросла с 2011 года в три раза при накопленной инфляции в 80%), а в том, что хорошим кадрам необходим как минимум «город мечты». Именно поэтому компания строит школы, медцентры, спорткомплексы, развивает здоровый образ жизни, потому что их отсутствие подрывает промышленный потенциал страны. Создавать на местах такой же уровень жизни, как в мегаполисах, ради того, чтобы эти места стали новыми аттракторами человеческого капитала,— амбициозная задача, но к ней стоит двигаться.