Цена урока
Парламентарии Ульяновской области просят губернатора не отменять бесплатный проезд школьников
В Ульяновской области все фракции регионального заксобрания выступили против решений муниципальных властей Ульяновска и Димитровграда об отмене с 1 сентября бесплатного проезда школьников. Решение было принято муниципалитетами в связи с отсутствием на эти цели бюджетных средств. Депутаты считают, что такие решения не могли состояться без согласия первых лиц региона, в связи с чем решили обратиться к губернатору области Алексею Русских с просьбой о возвращении льготы для всех школьников. Проблема, по мнению депутатов, из социальной плоскости перешла в политическую: прежний губернатор ввел льготы, а новый их убирает. Политологи происходящее называют «серьезным проколом» политического блока.
В минувшую среду на совместном заседании социального и транспортного комитетов заксобрания Ульяновской области обсуждался вопрос отмены с 1 сентября бесплатного проезда на общественном транспорте для школьников Ульяновска и Димитровграда. Как заявил, открывая заседание, глава транспортного комитета Дмитрий Грачев (ЛДПР), «эта информация вызвала широкий резонанс», «стали поступать сигналы недовольства в соцсетях, в депутатские приемные».
Полторы недели назад этот вопрос был поднят на аппаратном совещании у губернатора Алексея Русских спикером заксобрания Валерием Малышевым. В ответ на сообщение мэра Ульяновска Дмитрия Вавилина о предбанкротном состоянии МУП «Ульяновскэлектротранс» и в связи с этим о переходе от бесплатного проезда всех школьников к введению системы льготных категорий господин Малышев заявил, что «на детях положение транспортников не поправить». «Профукиваем десятки миллионов рублей, а на детей не можем найти. А свои репутационные потери вы подсчитали?» — спросил у мэра спикер.
Тогда же появилась информация о том, что бесплатный проезд для школьников отменен и в Димитровграде.
Бесплатный проезд школьников в Ульяновской области был введен для автобусов в 2019 году в Димитровграде, а в конце 2019 года — и в Ульяновске (только для трамваев и троллейбусов). В Димитровграде льготу обеспечивал областной минтранс, на это уходило около 35 млн руб. из облбюджета в год. В Ульяновске МУП «Ульяновскэлектротранс», по словам мэра, добровольно пошел на эту льготу, не получая дополнительных средств из бюджета. Всего на компенсацию выпадающих доходов от бесплатного проезда «Ульяновскэлектротрансу» требуется около 100–120 млн руб.
На заседании комитетов региональный министр транспорта Сергей Воронцов заметил, что бесплатный проезд для всех школьников практически ни в одном регионе России не применяется», и предложил ввести его только для малообеспеченных семей. Но в мэрии Димитровграда отвечают, что денег в муниципальном бюджете нет даже на это. В ходе обсуждения всплыло, что никто не может точно сказать, как рассчитываются данные о выпадающих доходах перевозчиков. Так, например, оказалось, что в Димитровграде в 2020 году было 804 тыс. поездок, а в 2021 году, несмотря на пик пандемии и дистанционное обучение, оказалось 1,34 млн поездок школьников.
Первый заммэра Ульяновска Сергей Мишин заявил, что бесплатный проезд вводился «исключительно из-за пандемии», в ответ на что внефракционный депутат Матвей Володарский заявил, что «в 2019 году губернатор Морозов принял решение о бесплатном проезде для поддержания своего рейтинга, а новый губернатор сделал подарок “Единой России”, отменив это».
Депутаты пришли к единому выводу, что вопрос из социального перерос в политический. «Почему вдруг именно накануне 1 сентября чиновники решили сообщить об отмене? Где были три-четыре месяца назад? Почему мы должны делить детей на тех, кому можно и кому нельзя? И как это вообще выглядит политически? Получается, что прежняя власть это ввела, а пришел новый губернатор и все отменил?» — задался вопросом депутат фракции КПРФ Абдулхак Мурзаханов. Лидер фракции «Единая Россия» Василий Гвоздев заявил, что те, кто принимал решения по отмене бесплатного проезда школьников, «подставили и себя, и всех», «макнули на ровном месте» и «главное — подставили губернатора».
Лидер фракции КПРФ Виталий Кузин считает, что бесплатный проезд вводился в Димитровграде губернатором Сергеем Морозовым для укрепления своих позиций на фоне борьбы с КПРФ, имевшей большинство в гордуме города, а в Ульяновске — не из-за пандемии, а для укрепления позиций «Единой России» накануне выборов в гордуму (состоялись в сентябре 2021 года). В то же время в кулуарах депутаты отмечали: такой серьезный вопрос, как отмена бесплатного проезда школьников, не мог решаться без согласования с первыми лицами региона.
По итогам совместного заседания комитетов было решено направить губернатору региона Алексею Русских и председателю областного правительства Владимиру Разумкову обращение с предложением вернуть бесплатный проезд школьников. По словам Дмитрия Грачева, это единодушная позиция всех фракций, и во взаимоотношениях с областной властью это происходит впервые.
Вице-губернатор Александр Коробко (курирует внутреннюю политику) признает, что вопрос переходит в политическую плоскость. По его словам, региональная власть «за то, чтобы дети ездили бесплатно», и «мнение депутатов необходимо учесть». «Но прежде следует разобраться, сколько платить и кому. Фактически до этого платили перевозчикам, которые старались взять деньги по максимуму, а сколько детей ездит в реальности, никто не считал. Пока складывается впечатление, что помогали перевозчикам, а не детям. Ждем от властей Ульяновска и Димитровграда полный анализ ситуации и все расчеты, после чего будет принято окончательное решение. Может, это будет стоить не столько, как озвучивают сейчас, а в разы меньше»,— сказал «Ъ» вице-губернатор.
Ульяновский политолог, член экспертного совета регионального фонда профессиональных исследований «РАПИР» Николай Васин считает, что «вопрос отмены бесплатного проезда обретает очень серьезную политическую окраску». «Бывают ситуации, когда исполнительная власть вынуждена идти на непопулярные меры. Но это надо было делать раньше, на пике проблемных вопросов на фоне санкций, представлять свидетельства необходимости такого шага, заранее прорабатывать меры оптимизации процесса. Но принимать решение накануне 1 сентября и на старте избирательной кампании — в высшей степени ошибочное решение. Это серьезный прокол политического блока губернатора и большая вина глав Ульяновска и Димитровграда, они фактически подставили Алексея Русских, который теперь оказался в сложной ситуации»,— сказал политолог.