Консерватизм как последнее модное прибежище
Какие коллекции приедут в Москву осенью
В Москве начинают появляться осенние коллекции ряда итальянских люксовых брендов. Абсолютно заурядное прежде, сейчас это сообщение звучит прямо как breaking news. Помимо всего прочего, в новости этой есть и еще один смысл: русский мир люкса начинает существовать почти исключительно внутри консервативного вкуса — то есть всего «классического» и усвоенного в этом качестве в конце 90-х. В этой ситуации вполне уместно прояснить, что такое современный консервативный вкус, каким бы оксюмороном ни звучало это словосочетание.
Начнем с того, что набор марок, которые все же попадут в Москву этой осенью, сложился довольно случайно: речь идет о тех брендах, которые не входят в главные люксовые конгломераты, о брендах семейных или более-менее независимых, у которых есть пространство для разнообразных маневров. Картина нынешней осени сложилась так, а не иначе просто потому, что у этих марок пока получается обходить европейские санкции. Это идут прежде всего итальянские бренды, для которых здешний рынок коммерчески важен, а для некоторых так просто критически важен.
В результате мы получили феномен, который можно назвать «консервативная устойчивость» — именно консервативный вкус неожиданно оказался основным сохраняющим фактором для русского люксового рынка в ситуации, когда тот может практически исчезнуть.
Итак, каков же современный русский консервативный вкус?
Прежде всего это не что-то уникальное и ни на что не похожее: традиционализм в одежде имеет свою национальную специфику, и английский отличается от американского, а итальянский от французского, но эти различия вполне косметические, суть же общая.
Если бы этот самый вкус нужно было описать одним словом, то этим словом стало бы «кашемир». Любое описание «дорогого и благородного» стиля на любом европейском языке, и в том числе на русском, будет включать в себя слово «кашемир»; вообще дорогие натуральные волокна — шерсть, альпака, шелк, лен и хлопок, и прежде всего итальянские, и баснословно дорогие натуральные волокна — какая-нибудь викунья, например. Но прежде всего, конечно, кашемир. Консервативный люкс не может быть из вискозы или высокотехнологичного нейлона, он вообще не может быть из «синтетики» — это удел fashion, дизайнерской одежды, хотя высокотехнологичная обработка натуральных волокон и тканей давно уже вошла в его практики. Кашемир сильно любим в России — и поэтому успех тут таких брендов, как Brunello Cucinell и Loro Piana, экстраординарен. Про Loro Piana, принадлежащий LVMH, ничего утешительного пока сказать нельзя (хотя их корнер в ЦУМе по-прежнему открыт), но вот Brunello Cucinelli нового сезона будет — и в том же ЦУМе, в частности. И конечно, первоклассные натуральные ткани у семейного неаполитанского бренда Kiton, причем как в мужских, так и в женских коллекциях. И у тосканского бренда из Фьезоле Stefano Ricci — теперь он тоже продается в ЦУМе, и его появление в пуле цумовских марок удачно закрывает возникшие пустоты.
Консервативная цветовая гамма отнюдь не исчерпывается серым и бежевым — да, они необходимы, достаточно и белого (например, в женской коллекции Brunello Cucinelli), а также голубого, хаки и разных оттенков коричневого. И всегда есть что-то на их фоне выделяющееся, непременно нужно яркое пятно: оранжевый и охра, ягодные оттенки — все они отчетливо видны у Kiton, Brunello Cucinelli и у того же Stefano Ricci, особенно в трикотаже. В женском варианте это разные оттенки голубого — у Kiton и Brunello Cucinelli, желтый — у Max Mara, красный у них и у Etro. Суть консервативности не в выборе тех или иных цветов самих по себе, а в их комбинациях, в составлении цветосочетаний — они всегда довольно понятны и откликаются всем предшествующим цветовым опытом потребителя, а не смущают его своей неожиданностью. Например, красный и коричневый или красный и серый — это вполне консервативное сочетание, а вот красный и оранжевый — по-прежнему fashion.
Впрочем, между fashion, модностью, и консервативностью нет никакой непроницаемой преграды — и то, как те или иные силуэты, те или иные формы и отдельные предметы одежды мигрируют туда-сюда, переходя из одной категории в другую, как раз и есть самое интересное. Например, широкие прямые штаны с защипами на талии: если говорить о мужчинах, то они — признак именно модности, и у традиционалистских брендов, особенно итальянских, ширина мужских брюк очень умеренная. А вот в женской моде этот силуэт давно стал консервативным, и широкие прямые брюки с глубокими защипами на талии и длиной до полу есть у всех вышеперечисленных брендов. К ним непременно добавляется какой-нибудь свободный трикотаж сверху — но свободный не в смысле нарочитого оверсайза, а именно не прилегающий длинный кардиган или широкий укороченный свитер с воротом-хомутом. Самый что ни на есть консервативной силуэт — и чрезвычайно популярный в России. Такая же история произошла с куртками авиатора и с плотными стегаными жилетами: они побыли модными, а потом их освоили традиционалисты, убрав нарочитый объем и жесткость силуэта. Потому что умеренность — базовая ценность консерватизма.
Есть отдельные бренды, которые, имея стойкую репутацию консервативных, поддерживают ее в коммерческой части своих коллекций, а вот в подиумной всячески стараются от нее отойти. Например, Max Mara: их показ FW22 состоял почти целиком из каких-то сложных объемов, чего-то накрученного слоями друг на друга, длинных пышных юбок из искусственного меха, сделанного из шерсти. Но, конечно, для всех Max Mara — прежде всего бренд классических широких пальто, в том числе из этого самого меха, которые с тем или иным успехом копирует массмаркет. Похожая история и с Etro: бренд, который пытается расстаться со своим фирменным огурцовым принтом и показывает коллекции, где его вовсе нет, а есть модные тренды, прочно именно с турецкими огурцами и связан. Строгие пиджаки на ярком подкладе, шали, шелковые блузки и платья — все в огурцах.
Кажется, что Dolce & Gabbana выбиваются из пространства консервативного — особенно, со своими последними коллекциями, выглядящими чрезвычайно эксцентрично. Но на самом деле Dolce & Gabbana это часть консервативного канона, причем важная его часть, и называется она «традиционная женственность». Главные хиты Dolce & Gabbana — кружевные платья-футляры, расписные сарафаны с пышными юбками, большие торжественные платья в розах и со шлейфами и, конечно, костюмы, аккуратно посаженные по фигуре костюмы, которыми, кстати, Dolce & Gabbana в свое время прославились,— сделаны по канону грудь—талия—бедра, в них нет никаких гендерных игр, консервативный вкус такого не терпит. И конечно, сексуальность — достаточно выраженная и тоже вполне традиционная, которая, безусловно, часть консервативного вкуса. Да, у Dolce & Gabbana, все это воплощено в довольно кэмповой форме, иногда это буквально наряды-фрески или наряды-лепнина, но кэмповость успешно абсорбирована, нивелирована и, как и прочее у Dolce & Gabbana — секс, гендер, декоративность, абсолютно прямолинейна и определенна. А отсутствие двусмысленности, игры, смещения, формального и содержательного — неотъемлемое свойство консервативного вкуса.
Собственно, то же самое можно сказать и о других итальянских брендах традиционной женственности, которые по-прежнему остались в Петровском пассаже и ГУМе,— Alberta Ferretti и Ermanno Scervino. Первый — это прежде всего струящиеся шелковые платья, второй — кружева, вышивки и прочая конвенциальная декоративность. В этом качестве их давно полюбили русские клиенты.
Как будет представлена в России противоположность традиционализма — фешен-нонконформизм и фешен-андерграунд,— сказать сейчас сложно, потому что в этом сегменте картина еще не сложилась: одни бренды ушли, другие еще не пришли, и географические акценты явно смещаются с Европы на Азию. Но если и тут что-то прояснится, мы непременно это рассмотрим и опишем.
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram