Скоростной трамвай доедет до аэропорта
Газпромбанк и АБЗ-1 представили Смольному предложение о строительстве линии Шушары — Пулково
Газпромбанк и ГК «АБЗ-1» подали в Смольный частную концессионную инициативу по проекту создания в 2029 году трамвайной линии от жилого квартала Шушары до аэропорта Пулково протяженностью 6 км. Новая линия станет продолжением маршрута скоростного трамвая Купчино — Шушары — Славянка. Стоимость проекта не обозначается, но эксперты оценивают затраты на сооружение линии примерно в 15 млрд рублей, допуская удорожание проекта в случае необходимости выкупа земель, попавших в зону строительства.
Инициатива улучшит транспортную доступность аэропорта Пулково, предоставив петербуржцам и туристам альтернативный маршрут, а также сократит дефицит социальной инфраструктуры города, говорится в сообщении Газпромбанка, опубликованном в прошлую пятницу. Прогнозный пассажиропоток новой линии протяженностью 6 км — 16 тыс. человек в сутки. Концессионное соглашение предлагается заключить сроком на 17 лет, ввод трамвайной линии в эксплуатацию запланирован на 2029 год.
Стоимость проекта скоростного трамвая до Пулково не уточняется. «О бюджете проекта говорить рано, он зависит от многих параметров, которые предстоит согласовать с правительством Санкт-Петербурга в рамках переговоров по поданной частной концессионной инициативе»,— сказали «Ъ-СПб» в пресс-службе банка.
Сроки рассмотрения концессионной инициативы формализованы федеральным законодателем, первичное решение для официального старта переговорного процесса должно быть принято концедентом в течение 30 дней, объясняют в банке. «Проект задуман как продолжение ветки скоростного трамвая Купчино — Шушары — Славянка, поэтому реализация будет синхронизирована по срокам. Инвесторы готовы приступить к предпроектным работам в кратчайшие сроки»,— информирует пресс-служба Газпромбанка.
Как ранее сообщал «Ъ-СПб», объем инвестиций в сооружение линии скоростного трамвая Купчино — Шушары — Славянка составляет 25,9 млрд рублей (см. «Ъ-СПб» от 10.08.2022). По оценке Михаила Бурмистрова, генерального директора агентства «Infoline-Аналитика», стоимость самого строительства новой линий может быть меньше, до 15 млрд рублей, так как в данном случае, скорее всего, не потребуется оснащение полного парка трамваев. «Однако с учетом возможной необходимости выкупа земель, попадающих в зону строительства, и передачи их инвесторам стоимость проекта может увеличиться»,— добавляет аналитик.
«Идей, как обеспечить надежное сообщение с аэропортом Пулково, только за последние годы было так много, что уже непонятно, что из них надо воспринимать всерьез,— говорит Андрей Горев, член правления Ассоциации транспортных инженеров (АТИ).— Стоит упомянуть, пожалуй, самую красивую, но наименее реализуемую трамвайную линию по Пулковскому шоссе и Московскому проспекту с выходом в центр города до уже прошедшего госэкспертизу проекта трамвайной линии по Дунайскому проспекту до станции метро "Купчино"».
Из реальных вариантов, по словам эксперта,— только три. Первый, самый дешевый и реализуемый за год,— линия метробуса по центру Пулковского шоссе с организацией отдельного остановочного пункта у станции метро «Московская». Подвижной состав для этой линии у ГУП «Пассажиравтотранс» уже есть. Пропускной способности линии хватит на десять лет даже при условии развития аэропорта. Выделенный коридор будет способствовать также и сокращению времени поездки на автобусах из Гатчины и Пушкина.
Второй вариант — трамвайная линия. «С учетом реализации проекта "Славянка" очевидна эффективность его подключения к обеспечению связи с аэропортом, ведь это не только возможность быстро и надежно добраться до метро (не только до "Купчино", возможно ответвление линии и к станции метро "Шушары»"), но и быстрые связи с Пушкином, Павловском и Колпино, где активно развивается жилищное строительство. Поэтому принятие этого варианта, очевидно, будет хорошим шагом для развития системы городского пассажирского транспорта в Петербурге»,— поясняет господин Горев.
Третий вариант — железнодорожная линия до Балтийского или Витебского вокзала — становится излишним при реализации двух первых вариантов. В данном случае здесь надо учесть печальный опыт дорогостоящего строительства железнодорожных веток к аэропортам Казани, Сочи и Владивостока, которым не хотят пользоваться пассажиры, и увеличивающуюся убыточность аэроэкспресса в Москве, предупреждает участник АТИ.
При этом эксперт удивляется заявленному сроку строительства 6 км новой предполагаемой трамвайной линии за шесть лет. «Обычно он как минимум в два раза короче, но комментировать это сложно, не зная конкретных условий проекта и учитывая необходимость строительства путепровода через Пулковское шоссе и терминала в аэропорту. Во всяком случае, шесть лет — это срок, за который линия точно может быть построена»,— заключает господин Горев.
Строительство этой линии не перечеркивает необходимость метробуса по Пулковскому шоссе, рассуждает специалист, так как эти две связи обеспечивают развитие аэропорта Пулково на дальнюю перспективу.