Porsche прокатится до IPO
Какую сумму планирует привлечь Volkswagen Group при публичном размещении акций
Volkswagen выводит на IPO производителя спортивных автомобилей Porsche. Компания готовится привлечь около €9 млрд при общей оценке всей компании в €70-75 млрд. И это будет одним из крупнейших IPO не только в Германии, но и в Европе, говорят аналитики. Верхняя оценка привилегированной акции превышает €82. Торги акциями Porsche начнутся на Франкфуртской бирже 29 сентября, сообщил автоконцерн.
В преддверии размещения акционерный капитал Porsche был разделен на две равные части: 50% бумаг компании стали обычными акциями, а другие 50% — привилегированными без права голоса. По условиям соглашения наследники семьи Порше через семейный холдинг купят блокирующий миноритарный пакет акций в Volkswagen Group и смогут влиять на ключевые решения в развитии германского автоконцерна.
Известно, что свои заявки уже готовят суверенные фонды Катара, Арабских Эмиратов и Норвегии, отметил старший аналитик компании «Атон» Михаил Ганелин: «Оценка кажется большой, но на самом деле она вполне адекватна, потому что Porsche — жемчужина в короне группы Volkswagen, премиум-бренд. Это самая маржинальная компания, ее маржа составляет больше 20%, может, 30%. Сам Volkswagen оценивается приблизительно во столько же, сколько один Porsche.
Запуск IPO просто позволяет показать реальную стоимость группы Volkswagen, в которую, кроме Porsche и самого Volkswagen, входят такие бренды, как Lamborghini, Bugatti, Bentley, Skoda. И если мы посмотрим, как оцениваются марки такого класса в мире, то мы поймем, что оценка в €70 млрд оправдана.
Какие бренды мы можем рассмотреть? Ferrari, который тоже уже обращается на бирже, его капитализация составляет €35 млрд, при том что компания продает раз в десять меньше машин, чем Porsche. €70-80 млрд — это где-то порядка 10-11 EBITDA, 11 прибылей.
Volkswagen направит деньги на электрификацию своих моделей к 2030 году. У них довольно амбициозная программа, поэтому они привлекают на это деньги.
Спрос на акции Porsche уже покрыт с большим запасом, так что это будет достаточно успешное размещение, несмотря на то что рынки довольно в плохой форме».
Кроме институциональных инвесторов, купить долю в Porsche смогут и розничные. В рамках IPO им будут доступны привилегированные акции. В компании говорили, что предложение доступно для граждан нескольких европейских стран. Но россияне стать обладателями бумаг немецкого автоконцерна не смогут.
Управляющий директор компании Trade123 Владимир Рожанковский не рекомендует играть на фондовом рынке Европы даже через брокеров-посредников: «Различные схемы с поиском посредников неэффективны, потому что ни один брокер в ЕС не будет сейчас работать с российскими деньгами, в том числе и лояльные швейцарцы. Есть единственный путь — через крипту. Binance при этом здесь выступает довольно консервативным посредником, поскольку верхняя планка у них — $10 тыс.
Мы разрабатываем подобные схемы, в том числе с агрегированием, с накоплением инвесторских средств через Binance на других площадках, которые не имеют этих лимитов, с дальнейшим переводом денег на счет брокера, поскольку средства получаются очищенными. Когда речь идет о приличных суммах — $100 тыс. и больше — люди сами не хотят участвовать в таких схемах. А легальных нет, даже если вы показываете паспорт Антигуа. Все же прекрасно понимают, откуда Иванов Иван Петрович из Антигуа, и до его русского паспорта все равно докопаются. Это совершенно бесполезная трата времени».
Volkswagen заявила, что почти половина денег, вырученных в рамках IPO и продажи обыкновенных акций семье Порше, пойдет на выплаты дивидендов акционерам. Остальная сумма будет потрачена на модернизацию концерна и переход на производство электромобилей. Пока у Porsche есть только один электромобиль — Taycan. Но, согласно стратегии компании, через восемь лет более 80% новых автомобилей должны быть полностью электрическими.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".