«Черная армия» разводила животных и студентов
Лидера тувинской ОПГ не выпустили из СИЗО в Москве
Мосгорсуд решил оставить под стражей авторитетного предпринимателя из Тувы Артыша Дажываа, являющегося одновременно заводчиком крупного рогатого скота, «смотрящим» по республике от воров в законе и предполагаемым лидером местной экстремистской организации «Кара шериг» («Черная армия»). По версии Следственного комитета России (СКР), Дажываа насаждал в молодежной среде Тувы криминальные понятия и традиции, а пополнять так называемый воровской общак заставил не только заключенных, но и тувинских студентов, уехавших учиться в другие регионы.
43-летний Артыш Дажываа был взят под стражу еще в июне городским судом Кызыла, однако жаловались «авторитет» и его специально прилетевшая из Тувы адвокат на решение Басманного райсуда Москвы, незаконно, по их версии, продлившего арест.
В Мосгорсуде защитник заявила, что райсуд поверил на слово следователю Главного следственного управления СКР, утверждавшему, что, оставаясь на свободе, Артыш Даживаа окажет давление на свидетелей по делу, уничтожит улики, сбежит или, того хуже, продолжит заниматься преступной деятельностью. По версии защитника, ничего из вышеперечисленного ее клиент делать не собирался, а следователь построил свое обращение в суды только на собственных догадках и предположениях.
Апелляция с доводами защиты не согласилась и оставила «авторитета» в СИЗО «Лефортово», где он находится уже без малого три месяца по обвинению в занятии высшего положения в преступной иерархии и руководстве экстремистской организацией (ст. 210.1 и ч. 1 ст. 282.2 УК РФ).
В СИЗО Москвы сидят всего 14 вероятных членов «Кара шериг», и список арестантов по этому делу постоянно пополняется. Так, например, недавно оперативники ФСБ привезли из Тувы еще двоих вероятных пособников Артыша Дажываа — Хаяна-Оола и Эрендея. Ходатайства об их заключении под стражу поступили в Басманный райсуд и были удовлетворены. Всего же в руководство экстремистской организации, по версии СКР, входили 35 человек, однако поймать и даже установить поименно пока удалось не всех.
Как полагает следствие, за полтора года своего существования «Кара шериг» сформировала оргпреступную сеть, опутавшую едва ли не всю Туву. Организация поставила своих смотрящих в крупнейших городах республики — Кызыле, Ак-Довураке, Туране, Шагаан-Арыге и Чадаане.
«Черная армия» негласно контролировала и все четыре учреждения ФСИН в республике: СИЗО №1 и колонию №1 в Кызыле, тюремную больницу, а также колонию №4 в городе Шагаан-Арыг.
Лидеры «Кара шериг», по данным СКР, взяв за идеологическую основу правила запрещенного в России экстремистского движения АУЕ («Арестантское уголовное единство»), пропагандировали криминальные традиции, асоциальное поведение, престижность совершения преступлений, возбуждали ненависть к правоохранителям и призывали к насилию над ними.
Идеи «Кара шериг» распространялись преимущественно среди бывших и нынешних заключенных, которым экстремисты поставляли «запрещенные предметы и вещества», однако сдавать средства на пополнение воровской черной кассы приходилось едва ли не всем жителям Тувы. В первую очередь — молодежи.
По данным близкого к расследованию источника «Ъ», тувинский общак пополняли местные коммерсанты, подростки в школах, строители, уехавшие на заработки в другие регионы, и даже тувинские студенты, обучающиеся на дневных отделениях в институтах Иркутска, Новосибирска и Москвы.
По версии следствия, «Черная армия» появилась в республике в апреле прошлого года, после того как лидеры российской оргпреступности «федерального масштаба» поставили «присматривать» за Тувой авторитетного бизнесмена-агрария Артыша Дажываа. Тот сразу же поменял в республике всех «смотрящих» и поставил свою новую команду под знамена «Черной армии».
Интересно, что одновременно с занятием высокого криминального поста Артыш Дажываа узаконил и свой бизнес. «Авторитет» зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, специализирующегося на выращивании зерновых культур и крупного рогатого скота. В сфере животноводства Артыш Дажываа получил особенно широкие права: лицензия позволяла ему помимо коров разводить также лошадей, овец, коз, буйволов, яков, ослов, мулов и даже лошаков.
Какие виды домашних животных удалось развести предполагаемому лидеру «Кара шериг» до его помещения в «Лефортово», следствие еще не выяснило. Связаться с защитником «авторитета» «Ъ» не удалось.