Проводники электричества
Что нам рассказали продавцы китайских машин на батарейках
В воздухе пахнет грозой. Он уже буквально пронизан электричеством. Напряжение растет. Их вокруг все больше.
Но это не о том, о чем вы подумали. О чем бы вы ни подумали.
Шестнадцать с половиной тысяч — столько, по официальной статистике, было в России электромобилей на начало этого года. И слово «начало» тут как нельзя кстати. Потому что до сих пор «электрички» российской прописки — это было море, условно говоря, подержанных праворульных Nissan Leaf. Плюс залив приехавших из США Tesla. И все разбавлено каплей официально продающихся в стране электрических Audi, Jaguar и Porsche. Но сегодня в это море вливается электромобильная река из Китая.
«В Европе теперь играют на электричестве»,– говорил герой фильма «Мимино», но информация безнадежно устарела. Китай — вот новый мировой лидер электромобильного порядка. И мало кто в России пока, кроме специалистов и энтузиастов, представляет, как выглядят и на что способны эти «новые китайцы». Неспроста они становятся донорами будущих российских электромобильных брендов, как бы те ни назывались — Evolute или «Москвич».
Но есть люди, которые силу китайского электроавтопрома почувствовали буквально на себе. Три человека: инженер, психолог, специалист по автосервису. Но это в прошлом, сегодня они ввозят в Россию и продают электромобили из Китая.
«Серые» дилеры? Формально — да, дилеры. Но серые? Скорее, яркие. В их рассказах живет и дышит дух свободного предпринимательства. Прямо как когда-то в те самые девяностые. И точно так же, как было тогда, никаких корпоративных удавок, никаких «пришлите сначала вопросы», «направьте запрос в пресс-службу». Все это придет позже. Возможно. А пока что — прямое общение, живые интонации, откровенные истории. Читайте.
«Работает вау-эффект»
В 2019 году я был в деловой поездке в Китае, где много ездил на такси. И обратил внимание, что почти все китайские такси — либо электромобили, либо гибриды. Мне как инженеру стало интересно. Я начал через переводчика расспрашивать таксиста об особенностях эксплуатации, его впечатлениях от машины. А когда в торговом центре в городе Нинбо увидел электрический кроссовер Nio ES8, «завис» возле него минут на сорок. Облазил его весь, заглянул в каждый бардачок, оценил качество интерьера, сборки, подгонки деталей. И понял две вещи. Первая: китайский автопром, особенно для внутреннего рынка, уже совсем не тот, каким у нас привыкли его считать. И вторая: электромобили уже не экзотика, а повседневный транспорт. Я спросил гида: «Как мне китайский электромобиль купить и вывезти за рубеж?» Ответ был коротким: «Никак». Китай тогда насыщал внутренний рынок.
«Клиент — как электричество, возникает из ниоткуда»
Я начинал после армии автослесарем, заочно оканчивал Московский государственный университет сервиса. Потом знакомые позвали заниматься обслуживанием автомобилей, организовывали все с нуля. В 2011-м открыл с друзьями уже свой сервис — все на свои, реально продавали собственные машины, я — свою Toyota Camry 2008 года. Брали займы. Сервис рос, занялись бэушкой, «купи-продай», площадки на Автозаводской, на Ленинградке, основной салон на Каширке, в АТЦ «Москва». Но в 2018 году в торговле автомобилями с пробегом начался провал. А к 2020-му стало окончательно ясно, что нужно заняться чем-то еще.
«Мы — электромобильные гики»
Десять лет я проработал в Jaguar, начинал в отделе продаж дилерского центра на Рублевке. А когда появился I-Pace, загорелся тематикой электромобилей — ездил в Англию, на полигоны. Это меня сильно выделяло из рядов сотрудников Jaguar: официалы не очень-то верили в электротранспорт. Моя последняя должность в Jaguar — бренд-амбассадор на полигоне Jaguar Land Rover на Новорижском шоссе. Там я и познакомился с Романом Рассудковым, основателем ютуб-канала Rucars, который популяризирует электротранспорт. В Роме я нашел родственную душу, мы прониклись идеей электромобильности и дружно пошли вместе. Начинал Rucars с Nissan Leaf, потом возили Tesla. А два года назад для нас «открылся» Китай.