Южный рынок увяз в дефиците

В первой половине 2022 года в Ростовской области объем нового бизнеса лизинга составил более 11,5 млрд руб., на 20% меньше, чем в январе-июне 2021 года. Снижение произошло на фоне дефицита некоторых видов автотранспорта и оборудования от западных поставщиков, отметили эксперты. Они убеждены, что исправить ситуацию сможет усиление господдержки, создание новых логистических цепочек и поиск аналогов дефицитного импорта в дружественных странах. Правда, импортозамещение во всех сегментах лизинга займет не менее пяти лет.

По прогнозам НРА, в 2022 году в таком сегменте как «Спецтехника» объемы лизинга снизятся всего на 30%, поскольку такие машины востребованы при реализации в регионах крупных инфраструктурных проектов

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

По данным агентства «Эксперт РА», в январе-июне текущего года на Ростовскую область пришлось всего 1,5% нового бизнеса российских лизинговых компаний («новый бизнес» — это стоимость имущества, реализованного по новым договорам лизинга без учета НДС и надбавок). Общий объем таких сделок в России в первом полугодии-2022 агентство оценило в 770 млрд руб., что на 19% меньше, чем было в прошлогодних январе-июне, когда новый бизнес лизинговых компаний (ЛК) показывал взрывной рост: 66%, по сравнению с первой половиной 2020 года, и достиг 945 млрд руб. Правда, как отметили опрошенные BG эксперты, во время пандемии коронавируса рынок заметно просел, а в прошлом году произошло оживление, пошли сделки. Отсюда и впечатляющая динамика.

Следовательно, если донскую долю (1,5% от общероссийских объемов) перевести в абсолютные цифры, то сумма сделок по новым договорам лизинга в первой половине 2022 года составила 11,55 млрд руб. Это на 20% меньше, чем годом ранее. Опрошенные BG игроки ростовского рынка и эксперты в качестве основной причины падения назвали дефицит машин и оборудования, которые ранее в Россию поставлялись из стран, признанных после 24 февраля текущего года недружественными. Сейчас в регионе от общего количества сделок 46,7% предметов лизинга приходится на автотранспорт, 14,4% — на высокотехнологичное оборудование, 5,1% — на спецтехнику.

Надежда на авто с пробегом

По данным Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ), в первом полугодии 2022 года количество новых предметов лизинга в Ростовской области составило 3048. По принципу: один предмет лизинга — один договор (одна сделка). За весь 2021 год лизингодатели передали клиентам в регионе 8049 предметов лизинга, из которых примерно 50% — в первом полугодии-2021. Если результаты января-июня 2022 года экстраполировать на весь год, то общее снижение лизинговых сделок на Дону составит около 24%. Впрочем, прогноз довольно оптимистичный. Например, аналитики Национального рейтингового агентства (НРА) видят более жесткий сценарий: количество заключенных договоров может сократиться на 40-50%.

По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, во время нынешнего кризиса сошлись в одной точке влияние санкций и резкого повышения ключевой ставки Банка России в феврале-марте. «Первый фактор обусловил физическую нехватку транспорта, оборудования и других предметов лизинга. Второй — негативно повлиял на инвестиционную активность компаний, — пояснил эксперт. — В целом, НРА оценивает возможное падение уровня инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года в России в 25-30% по сравнению с аналогичным показателем 2021-го».

Господин Гришунин добавил, что наибольшие риски для отрасли несут санкционные ограничения, так как они нацелены на замедление развития экономики, пресечение поставок уникальных ресурсов или критически важных средств производства: технологий, программного обеспечения (ПО), электронных компонентов и др. «Также санкции предполагают пресечение доступа на критически важные рынки, блокирование платежей, деградацию научного обмена и научно-исследовательской деятельности», — подытожил эксперт.

И вовсе пессимистичный сценарий допускает сжатие рынка лизинга на 60%. При этом, отметили в НРА, негативные факторы могут быть частично нивелированы ростом объемов возвратного лизинга и лизинга автотранспорта с пробегом.

По данным агентства «Автостат», только с июля по август 2022 года продажи машин с пробегом выросли в России на 23%: с 457 тыс. до 560 тыс. ед. В Южном федеральном округе (ЮФО) эта динамика оказалась более заметной: 32%. В августе в ЮФО продали почти 71 тыс. подержанных автомобилей, в то время как в июле объем продаж был меньше — 53,5 тыс.

С другой стороны, в целом на рынке автотранспорта произошло снижение спроса. Например, на фоне санкций Евросоюза существенно снизилась потребность в грузовиках, констатировали в «Автостате». «За первые семь месяцев 2022 года продажи грузовых автомобилей упали на 21%, — уточнил директор агентства Сергей Целиков. — Звучит не так удручающе, если сравнивать с сокращением в сегменте легковых автомобилей, которое составило 59%. Если говорить в общем, то за январь-июль 2022 года в России продажи всех категорий автомобилей снизились на 55%. Небольшой рост — 1% — наблюдался только в сегменте автобусов».

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в июле текущего года объем авторынка в РФ упал почти на 75%, по сравнению с показателем годичной давности. Падение было неравномерным. Например, за январь-июль в нашей стране продажи легкого коммерческого транспорта упали на 47% и составили около 43 тыс. ед. против 74,5 тыс. годом ранее.

Схожие оценки у представителей южного рынка. В частности, по словам регионального директора компании «Интерлизинг» в ЮФО и СКФО Игоря Тисленко, в 2022 году продажи премиальных легковых машин могут снизиться на 30-50%. «Основной причиной такого падения станет именно дефицит», — подчеркнул господин Тисленко.

По прогнозам НРА, спрос на высокотехнологичное оборудование сохранится, но из-за санкций и вызванного ими дефицита объем лизинга в этом сегменте снизится в 2022 году на 40% Спецтехника пострадает меньше, поскольку она востребована в рамках крупных инфраструктурных проектов: падение здесь составит 30%. Национальные проекты сдержат падение в сегментах железнодорожного и водного транспорта (оно составит 20–25%) и недвижимости (15%).

Сложная логистика и временной фактор

Опрошенные BG эксперты были единодушны во мнении, что оптимальным выходом из ситуации должно стать создание отечественных производств. Однако это — весьма отдаленная перспектива. Так, в НРА отметили отсутствие российских аналогов не только в секторах сложного оборудования и современных авто, но и в сегментах средне- и низкотехнологичных предметов лизинга, «в том числе, различных видов сырья и комплектующих, которые до кризиса нынешнего года не рассматривались как возможный предмет импортозамещения».

По мнению Сергея Гришунина, санкции ускорят импортозамещение. «Но есть позиции (высокопроизводительная техника для садов и теплиц, «зеленые» погрузчики, робототехника, высокотехнологичные машины и др., — BG), по которым закрыть потребность физически не удастся даже на горизонте пяти и даже десяти лет», — уверен представитель НРА.

Решить проблему более быстрыми темпами может поиск в Китае и других странах Азии альтернатив дефицитной западной технике. Однако новые логистические цепочки выстраиваются довольно медленно, заметили опрошенные эксперты. Главная причина этого — сложности с проведением платежей. Так, по информации Национального рейтингового агентства, китайский экспорт в Россию в мае 2022 года вырос только на 7,2%. Специалисты НРА предположили, что формирование новых цепочек поставок может завершиться только во второй половине 2023 года.

В июле 2022 года Минпромторг РФ запустил программы льготного автокредитования и лизинга, призванные стимулировать продажи отечественных автомобилей. Бюджет выделил на эти цели 20,7 млрд рублей

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Еще одна большая надежда российской экономики — параллельный импорт. Впрочем, и он, по мнению многих экспертов, панацеей не станет. Например, независимый консультант в области автотранспорта Сергей Бургазлиев рассказал, что возможности параллельного импорта автомобилей и комплектующих ограничены даже в рамках ЕАЭС. «Союз — это единая таможенная территория, — отметил эксперт. — Но ввозить технику и детали из других стран, входящих в ЕАЭС довольно проблематично из-за разных утилизационных сборов, неодинакового отношения к физическим и юридическим лицам».

Среди других слабых мест параллельного импорта эксперт назвал невозможность единовременно ввезти большую партию: зарубежные производители ограничивают отгрузки; логистика усложняется, увеличивается число посредников. Все это приводит к увеличению сроков поставок, удорожанию товаров. Кроме того, у новых азиатских партнеров, как правило, нет в России необходимой сервисной поддержки, на обеспечение которой, построение сети центров необходимо месяцы и даже годы.

«Российский рынок находится в стадии трансформации, в связи с нарушением логистики и уходом из РФ части зарубежных производителей, — заметил коммерческий директор компании “МСБ-Лизинг” Александр Бурьян. — В этих условиях у отечественных производителей и поставщиков из стран СНГ появляются новые возможности. Здесь важный момент — наличие программ государственной поддержки экспорта и совместного субсидирования в разных странах. Освободилась приличная доля рынка — более 50%. Кто ее займет — производители из России, Белоруссии, СНГ, других стран или “серый”импорт, — покажет время».

По мнению Игоря Тисленко, проще всего будет заменить западные грузовики и LCV (легкий коммерческий автотранспорт), поскольку на рынке уже есть известные покупателям аналоги российского и белорусского производства.

Скорая государственная помощь

В июле 2022 года Минпромторг РФ запустил программы льготного автокредитования и лизинга, призванные стимулировать продажи отечественных автомобилей. Бюджет выделил на эти цели 20,7 млрд руб. По расчетам министерства, до конца текущего года продажи с использованием льготных автокредитов составят не менее 50 тыс. машин, а по лизинговой программе — 25,7 тыс. Покупать с использованием льгот можно отечественные иавтомобили марок УАЗ, ГАЗ, Lada, «КамАЗ» и «Урал». Бюджет субсидирует скидку в размере 20% при покупке машин в кредит и 10% — при приобретении техники в лизинг. При этом цена легкового автомобиля не может превышать 2 млн руб., а размер скидки — 500 тыс. руб.

«Субсидия от государства — мощный стимул для покупателей, — подчеркнула генеральный директор компании “Газпромбанк Автолизинг” Лилия Маркова. — Речь идет о (хорошей) скидке до 500 тыс. руб. Поэтому, как и в прошлые годы, средства, почти наверняка, исчерпаются раньше конца года».

В интервью газете «Известия» глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что министерство готово поддержать спрос на отечественные автомобили в 2023-2025 годах. На эти цели планируется выделить около 46 млрд руб. (в год это 9,8 млрд, 17 млрд и 19 млрд руб., соответственно). Такой шаг позволит стимулировать реализацию около 190 тыс. автомобилей, уверен министр.

Долгосрочные льготные программы — не единственный пример того, как государство поддерживает участников лизинговых сделок. В мае нынешнего года Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) реструктурировала платежи ростовской авиакомпании «Азимут» по лизингу 11 самолетов SSJ100 на общую сумму 475 млн руб. При этом, ГТЛК не заявляла о наличии у перевозчика задолженности или о просрочке платежей. «Авиакомпания базируется в аэропорту «Платов» (Ростов-на Дону) и обратилась за реструктуризацией в связи с действующим ограничением на полеты в ряд аэропортов юга и центральной части России, введенным с 24 февраля 2022 года», — процитировала генерального директора ГТЛК Евгения Дитриха его пресс-служба.

Кроме того, в 2022 году «Азимут» получит субсидирование 50-61% затрат из бюджетов регионов, принимающих рейсы авиаперевозчика, включая Ростовскую область, сообщило Федеральное агентство воздушного транспорта. Всего у «Азимута» 50 субсидируемых маршрутов, около 20 из которых связывают международный аэропорт «Платов» с другими городами

По мнению всех опрошенных экспертов рынка, есть предпосылки к тому, что меры государственной поддержки лизинга будут усиливаться. Так, в начале сентября подкомитет ТПП РФ по лизингу и НП «Лизинговый союз» обратились в Госдуму с предложением освободить малые и средние компании, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан от уплаты НДС при лизинге оборудования. Авторы инициативы уверены, что незначительный объем выпадающих доходов бюджета по НДС, в соответствии с закрытым перечнем лизингового оборудования, может быть оправдан социальной значимостью развития МСП, ИП и самозанятых, и эффектом значительного роста объемов лизинга такого оборудования. Предложение уже получило предварительное одобрение думского комитетапо экономической политике. Сейчас Торгово-промышленная палата России и «Лизинговый союз» работают над проектом соответствующего федерального закона.

Игорь Тарасов

Вся лента