«Много женщин будет служить в рядах действующей армии»
Чем руководители страны поразили слабый пол
95 лет назад, 10 октября 1927 года, в Москве открылся Всесоюзный съезд работниц и крестьянок, названный советской прессой «съездом свободных женщин», на котором выступили глава советского государства М. И. Калинин и другие высокопоставленные товарищи, причем некоторые их откровения, от новой трактовки ленинского тезиса об управляющих государством кухарках до пути массового привлечения женщин в действующую армию, производили очень сильное впечатление.
«У нас процветает еще детоубийство»
Из выступления на съезде члена Политбюро ЦК ВКП(б) Н. И. Бухарина, 10 октября 1927 года.
…Наша партия не раз и не два повторяла слова своего гениального покойного вождя Владимира Ильича Ленина о том, что она должна вести свою работу так, чтобы каждая кухарка могла управлять государством и научилась реализовать свои права.
Разумеется, что когда Ленин говорил о кухарке, то он имел в виду кухарку в расширительном смысле слова.
Владимир Ильич хотел сказать, что целью советской власти, целью коммунистической партии является такой подъем широких рабочих и вообще широких трудящихся масс…
Несмотря на наши достижения, как много еще у нас различного рода врагов — водки, пьянства, невежества, темноты, колдунов, знахарей, не говоря уже о других бедах, насколько мы погрязли еще в матерщине,— вещь, которая у нас процветает и является одним из величайших зол нашего быта,— насколько еще у нас, даже среди передовых рабочих и крестьян, наблюдается варварское, дикое, мордобойное отношение мужа к своей жене, насколько у нас процветает еще детоубийство, насколько у нас процветают еще и другие вещи, связанные с величайшим нашим рабским прошлым.
А если брать то, как мы работаем, то мы должны по совести сказать, что и тут мы влачим на себе гнет старого рабского прошлого. Тем, кто мог быть за границей, и тем, кто мог сравнивать, как работают у нас на поле, в деревне или на фабрике и заводе, будет бросаться в глаза, что мы отстали еще на огромное количество времени, что у нас остался еще этот рабский темп работы.
Можно всюду увидеть, и вы наткнетесь каждый день на всякие удивительные случаи.
Посмотрите, как у нас чинятся дороги, как у нас красят дома, посмотрите, как у нас иногда позабывают убрать прилично, чтобы в комнате не было настоящего свинятника; посмотрите, как часто то же самое происходит на фабрике и на заводе. Это все — следствие, остатки нашей великой нищеты, следствия и остатки нашего рабского прошлого. И уничтожить это, поднять эту махину, приучить людей к чистоте, приучить людей к чистоплотности в обращении друг с другом, отучить их от водки, отучить их от матерщины, приучить их к другому темпу труда, чтобы работали действительно с полным сознанием, что работают на себя, а не на хозяина, чтобы отучить мужскую половину нашего рабоче-крестьянского Союза от мордобоя и от свинского отношения к женщине и к своей жене,— до этого пройдет еще много времени и понадобится еще огромное количество усилий…
«У нас часто бывают реорганизации»
Из выступления на съезде председателя Центрального исполнительного комитета СССР М. И. Калинина, 10 октября 1927 года.
…Количество нищих постепенно уменьшается. Но, вероятно, пройдет еще целый ряд лет, прежде чем все люди будут обеспечены, прежде чем государство будет в состоянии обеспечить каждого человека. Сейчас государство не в силах в полной мере обеспечить всех нуждающихся. Если сейчас мы не берем на обеспечение государства полностью ряда инвалидных групп, то вполне естественно, что мы не можем взять на обеспечение целого ряда неимущих…
В настоящий момент перед моими глазами очень часто проходят такие явления. Ко мне приходят женщины, которые имеют на руках двух детей, а муж сбежал, и она осталась буквально на мели, безо всего. Предположим, муж работал на заводе или где-нибудь еще, или муж — крестьянин. Пока она жена рабочего, она имеет некоторые права. Как только он ушел, она с ребятами оказывается в тяжелом положении.
Помочь им буквально ничем невозможно.
Это показывает, что когда люди женятся, то они мало думают о том, что у них будут дети, что об этих-то детях надо хоть немного позаботиться, потому что у нас государство при всем желании обеспечить их не может. В настоящее время у нас часто бывают реорганизации: сокращение — на одном, увеличение — на другом заводе…
Правда, у нас есть социальное страхование, но вы сами знаете, что социальное страхование ограничивается определенным количеством времени. Наконец, не все и застрахованы. Поэтому я говорю, что особенно должны быть заинтересованы в сбережениях женщины. Поэтому женщины должны быть впереди тех, кто должен производить сбережения.
Товарищи могут поставить вопрос: «Ну, вот сбережения, сбережения, а не повлекут ли эти сбережения к созданию капиталистов?». Вполне законно, так сказать, поставить такой вопрос в государстве, которое строит социализм, которое строит социалистическое общество. Я считаю, товарищи, что, во-первых, всякое сбережение трудового человека, взятое в отдельности, бывает очень небольшим. Во-вторых, каждый трудящийся человек, сберегая 10 или 100 рублей, смотрит на эти деньги не как на капитал, который должен быть пущен в оборот с целью эксплуатации других, а как на сумму, отложенную на всякий случай…
«Наш основной закон предусматривает»
Из выступления на съезде народного комиссара по военным и морским делам СССР К. Е. Ворошилова, 10 октября 1927 года.
…Красная армия является первой и единственной армией, в которой женщина работает наравне с мужчиной. Наши высшие военно-учебные заведения — Военную академию им. М. В. Фрунзе — окончили 8 женщин. В составе Красной армии на командно-политических должностях числятся 72 женщины. Среди военных летчиков имеется одна женщина, окончившая летную школу. Во время гражданской войны, сражаясь наряду с мужчинами, 29 женщин были награждены орденом Красного Знамени…
На случай войны наш основной закон о военной службе предусматривает обязательное привлечение женщин в ряды действующих войск на специальные службы, если это будет признано необходимым.
Отсюда вытекает тот простой вывод, что уже теперь, в мирных условиях, женщины должны готовиться к тому, чтобы наилучшим образом выполнить работу, которую им поручит государство в военное время…
Но, товарищи, если количество женщин, входящих в состав различных кружков Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству.— «История»), сравнять с общим количеством женщин, вовлеченных в профсоюзы, партию и в общественную работу, то мы увидим, что Осоавиахим организовал в своих рядах лишь очень небольшую часть женского актива. А ведь нельзя забывать, что за небольшой прослойкой актива лежат глубокие миллионные пласты работниц и крестьянок, не охваченных общественной работой…
Много женщин будет служить в рядах действующей армии, находясь в строю. Таким образом, в тяжкую пору военной страды от женщины будет зависеть весьма многое…
«У нас имеется 104.600 школ»
Из выступления на съезде народного комиссара просвещения РСФСР А. В. Луначарского, 14 октября 1927 года.
…Теперь о школе. Всего-навсего по Союзу у нас имеется 104.600 школ и обучается в них 7.000.230 детей. Если мы сравним это с царским временем, то окажется, что мы имеем школ на 4 проц. больше. Это довольно почтенная цифра, если вы сообразите, какую мы нужду и бедствия пережили вследствие войны империалистической и гражданской…
Наша школа не та, которая была раньше. Владимир Ильич, когда он давал нам указания, как нужно строить школы, сказал нам: вы должны взять, конечно, все те знания, которые до сих пор человеческий род приобрел, целый ряд наук, от грамоты до арифметики; всякие науки: математические, естественные, общественные; они представляют собой громадную ценность, мы их должны преподавать в школах. Но вместе с тем Ленин указал на то, что многие из этих наук в старой школе были искалечены, что там преподавались такие лженауки, как закон божий, и история преподавалась в зверино-патриотическом духе: «Вот мы, русские, а все остальные — образа человеческого не имеющие всякие басурманы».
Все это мы совершенно выбросили из школы…