Что-то не так с Илоном
Как основатель SpaceX стал героем, антигероем и снова героем Украины
Миллиардер, изобретатель, основатель компаний Tesla и SpaceX Илон Маск — известный возмутитель спокойствия по совершенно разным темам и поводам — уже в первые дни после ввода российских войск на Украину добровольно вызвался обеспечить ее бесперебойным интернетом и оперативно поставил Киеву системы спутниковой связи Starlink. До недавнего времени в отношениях господина Маска и Украины все было гладко, пока в октябре филантроп не поделился в Twitter своим планом урегулирования конфликта, явно противоречащим позиции украинских властей. А потом и вовсе, как выяснилось, попытался сбросить бремя финансирования работы Starlink на Украине. Впрочем, после непродолжительных, но очень громких перепалок глава SpaceX внезапно передумал и решил оставить на себе финансовые издержки помощи Киеву. «Ъ» разбирался, как Илон Маск оказался в центре скандала и что может стоять за метаниями миллиардера.
Илон Маск решил и дальше финансировать работу Starlink на Украине
Фото: Patrick Pleul / Pool / Reuters
«Всегда пожалуйста»
История взглядов и жизненных установок Илона Маска — самого богатого человека на Земле — знавала немало метаморфоз. Основатель SpaceX часто попадал в скандалы и неловкие ситуации, а из-за его твитов то и дело начинало лихорадить акции принадлежащих ему компаний или упомянутых им предприятий. И, судя по всему, по-другому этот крайне успешный бизнесмен и не может — скандалы, юмор на грани провокации и поток мыслей, которыми он то и дело старается поделиться, даже если его профессиональный опыт далек от затрагиваемых им тем,— все то, из чего совершенно точно состоит Илон Маск. И то, что и стало отчасти его формулой успеха. Сейчас миллиардер в очередной раз оказался в эпицентре скандала — на этот раз геополитического.
После того как 24 февраля российские войска вошли на территорию Украины, весь западный мир поначалу лишь разводил руками, осуждал и призывал Москву остановиться, а также вводил санкции.
Илон Маск же оказался одним из первых, кто предпринял вполне конкретные действия, откликнувшись на многочисленные призывы Киева о помощи. Причем, с точки зрения рядовых обывателей, это произошло будто бы даже слишком просто.
Вице-премьер и министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров через Twitter 26 февраля обратился к предпринимателю и попросил обеспечить его страну спутниковым интернетом Starlink. На что бизнесмен быстро отреагировал и заявил, что терминалы Starlink уже в пути. Спустя два дня Михаил Федоров выложил в сеть микроблогов фото с первой партией станций спутникового интернета, на что Илон Маск коротко сказал: «Всегда пожалуйста».
Система Starlink на мобильной станции оформления паспортов в Харьковской области
Фото: Yasuyoshi Chiba / AFP
Получив слова благодарности от Киева, основатель SpaceX, естественно, навлек на себя и критику из Москвы. Так, бывший глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин назвал Илона Маска причастным «к снабжению фашистских сил на Украине средствами военной связи». «А за это придется отвечать по-взрослому, Илон, как бы ты дурака не включал»,— пригрозил господин Рогозин своему давнему партнеру по Twitter-дискуссиям. Однако эти слова господина Маска не испугали, и он продолжил поставки. Всего с февраля SpaceX поставила Украине около 20 тыс. терминалов Starlink.
Вообще, проект глобальной спутниковой системы связи господина Маска изначально имел гражданское предназначение. Его идея заключается в том, чтобы обеспечить доступом в интернет пользователей по всему миру, особенно в труднодоступных местах, за счет развертывания на околоземной орбите большого числа малых аппаратов весом до 500 кг. Однако в условиях боевых действий, когда другие способы подключения к интернету оказались недоступны или уничтожены, Starlink, естественно, оказался важнейшим элементом коммуникаций для украинских вооруженных сил. И за подобную помощь бизнесмен не раз слышал в свой адрес благодарности от высокопоставленных представителей Украины.
Отвалите — не пишите
Однако дружба Илона Маска и Киева дала трещину в начале октября 2022 года. Миллиардер 3 октября неожиданно опубликовал в Twitter свое видение российско-украинского урегулирования. «Провести повторные выборы в аннексированных регионах под наблюдением ООН. Россия уходит, если такова воля народа. Крым формально входит в состав России, как это было с 1783 года (до ошибки Хрущева). Крым обеспечивается водоснабжением. Украина сохраняет нейтралитет»,— написал глава SpaceX, запустив под постом еще и голосование. Всего в Twitter-референдуме приняли участие 2,7 млн человек, поддержали идею 40,9%, против высказались 59,1%.
Однако провал «плебисцита» был лишь небольшим элементом целой вереницы событий, которая последовала за инициативой начинающего миротворца.
Наиболее бурную реакцию слова господина Маска предсказуемо вызвали в Киеве и в Москве. Так, Дмитрий Рогозин, сменив гнев на милость, отметил, что бизнесмен «сделал эти заявления накануне полета его корабля Crew Dragon к МКС, в экипаже которого летит космонавт "Роскосмоса" Анна Кикина». «Вот что русская женщина сделала с американцем»,— добавил экс-глава «Роскосмоса». «Маск молодец, однако. Достоин присвоения внеочередного офицерского звания. Правда, рано расшифровался Юстас»,— не прошел мимо и зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев. «Сам по себе факт весьма позитивный, что такие люди задумываются, пытаются задуматься логически, что нужно сделать, чтобы перейти в мирное русло»,— прокомментировал твит пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков (цитата по ТАСС).
Фотографии Илона Маска было решено убрать с билбордов с благодарностью за поддержку Украины
Фото: Maurizio Orlando / Hans Lucas / AFP
Президент Украины Владимир Зеленский в тот же день — 3 октября — в ответ запустил в Twitter свой опрос, в котором спросил: «Какой Илон Маск вам нравится больше?» Из принявших в нем участие 2,4 млн человек 78,8% решили, что им нравится больше Маск, поддерживающий Украину, 21,2% — Россию. Впрочем, реакция украинского лидера на план, совсем не отвечающий официальной позиции Киева (где к тому моменту уже приняли решение не вести никаких переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным), была еще сдержанной. Волна недовольства бизнесменом прокатилась по всей Украине, дошло до того, что, например, горсовет Одессы решил снять с билбордов фотографии основателя SpaceX, появившиеся там ранее в знак благодарности.
А больше всех отличился экс-посол в Германии Андрей Мельник. «Отвали — мой очень дипломатичный ответ тебе, Илон Маск»,— написал он в Twitter.
Как бы то ни было, формула мира, предложенная господином Маском, до этого писавшим исключительно проукраинские посты и еще в марте заявлявшим, что «нельзя позволить Путину забрать Украину», действительно выбивалась из сформированного образа. Это, конечно, не могло не породить разговоры о том, что случилось с Илоном Маском и почему в его аккаунте появились записи, больше соответствующие позиции Москвы. Теории появлялись самые разные, в том числе и такая: страницу предпринимателя взломали. Однако спустя несколько дней споров Илон Маск в переписке с американским сенатором Линдси Грэмом заявил, что «большая часть Украины однозначно хочет быть частью Украины, но в некоторых восточных частях большинство населения составляют русские, и они предпочитают Россию». Такая настойчивость и временной промежуток между первым и вторым заявлениями, конечно, развеивали все подозрения во взломе и прочей несамостоятельности основателя SpaceX.
Сам господин Маск объяснил, что в его взглядах ничего не поменялось, он по-прежнему поддерживает Украину, «однако убежден, что широкомасштабная эскалация войны нанесет значительный урон Украине и, возможно, всему миру».
Позднее он и вовсе заявил, что «вероятность ядерной войны растет стремительно». На этих объяснениях можно было бы и остановиться, однако слишком хорошая осведомленность и о проблемах с водой в Крыму, и о том, кто, где и с кем хочет жить на Украине, наводила на мысль, что без предварительного изучения вопроса или хотя бы какой-никакой лекции дело не обошлось. Во всяком случае, подобный подход к проблеме Илон Маск вряд ли мог почерпнуть из эфиров CNN или Fox News, а от сказанного так и веяло российской позицией.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков во время открытого диалога с основателем Space X Илон Маском
Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ
Чуть было не расставила точки над i сенсация от гендиректора консалтинговой компании Eurasia Group Яна Бреммера, который рассказал, что перед публикацией плана урегулирования Илон Маск поговорил с президентом РФ Владимиром Путиным. По его словам, Маск якобы заверил, что обсуждал с главой России готовность того к мирным переговорам, если Украина признает присоединение к РФ Крыма, Херсонской и Запорожской областей, ДНР и ЛНР, а также не вступит в НАТО и сохранит нейтралитет. Такой поворот многое бы объяснил, но пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков факт телефонного разговора опроверг. А за ним с опровержением выступил и Илон Маск. «Я разговаривал с Путиным только однажды — примерно 18 месяцев назад. Темой разговора был космос»,— заявил он.
Впрочем, если бы такой разговор с Владимиром Путиным или с любым другим официальным российским лицом действительно состоялся, основателю SpaceX в любом случае пришлось бы все отрицать. В США с 1799 года действует закон Логана, который запрещает неуполномоченным американским гражданам вести переговоры с иностранными правительствами, имеющими разногласия с Соединенными Штатами, чтобы не подрывать позиции администрации. Нарушение этого акта считается уголовным преступлением. Другое дело, что за все время существования закона лишь два человека были обвинены в его нарушении и ни один из них не был осужден. Однако сам факт наличия нормы, конечно, заставляет быть максимально осторожным.
Денег нет, но вы держите
На этом перипетии отношений Илона Маска и Украины не закончились. Выдержав волну критики со стороны Киева и отдельных представителей стран Запада, миллиардер, видимо, не без доли обиды, напомнил, что SpaceX за свой счет уже поставила Украине оборудование на $80 млн, а к концу года эта сумма превысит $100 млн. Одновременно CNN опубликовал материал, в котором говорилось, что еще в сентябре Илон Маск отправил в Пентагон письмо о том, что SpaceX больше не может оплачивать отправку на Украину терминалов Starlink. «Мы не в состоянии в дальнейшем жертвовать терминалы Украине или финансировать существующие терминалы в течение бесконечного периода времени»,— говорилось в письме. Кроме того, отмечалось, что главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный дополнительно запросил еще 8 тыс. терминалов, что вызвало у SpaceX «большие трудности». Вначале господин Маск не подтверждал факт письма и лишь отметил, что «всего лишь следует рекомендации» Андрея Мельника, в грубой форме его пославшего. Позднее миллиардер подтвердил запрос в Пентагон.
Штаб-квартира SpaceX в Калифорнии
Фото: Mike Blake / Reuters
После этого все наперебой принялись решать возникшую проблему. Так, Пентагон подтвердил, что вопрос финансирования Starlink обсуждается. Глава МИД Литвы Габриелюс Ландсбергис предложил «создать коалицию союзников Украины, чтобы заплатить за Starlink». А министр цифровой трансформации Михаил Федоров и советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк заверили, что Киев найдет решение, и спутниковая связь продолжит работу.
После непродолжительных разборок — хороший или плохой Илон Маск и что делать с поддержкой Starlink — бизнесмен внезапно вернулся в прежнее русло и решил оставить все как есть.
«Черт с ним… Даже если Starlink до сих пор теряет деньги, а другие компании получают миллиарды долларов налогоплательщиков, мы будем продолжать финансировать правительство Украины бесплатно»,— написал он в Twitter. Одновременно предприниматель напомнил, что «Starlink — единственная система связи, которая все еще работает на фронте — все остальные мертвы». По его словам, погибнуть может и Starlink, однако на защиту системы «SpaceX направила огромные ресурсы».
Другими словами, из героя Илон Маск за считанные недели превратился в антигероя, а потом отыграл назад, и все вернулось в исходное положение. Разве что в Одессе основателя SpaceX не вернули на билборды. Чем руководствовался бизнесмен в своих действиях, вопрос, конечно, дискуссионный, однако обстоятельства говорят о том, что бунт миллиардера возник не на пустом месте. Бросается в глаза, что план урегулирования и попытка снять с себя бремя финансирования работы спутникового интернета над территорией Украины поразительно совпали во времени. Другое дело, что запрос в Пентагон произошел раньше, чем публикация «формулы мира», и вполне мог иметь основания, лежащие исключительно в сфере бизнеса.
Конфликт затягивался, одна за другой происходили эскалации, и стороны с каждым днем оказывались все дальше хотя бы от намека на прекращение огня. Поэтому вряд ли есть что-то особо удивительное в том, что предприниматель, сумевший за свою карьеру вывести в топ сразу несколько основанных им компаний, в какой-то момент решил снизить издержки для SpaceX.
Нельзя забывать и том, что только к концу 2022 года траты SpaceX на поддержание работы Starlink на Украине составят $100–120 млн, а уже в 2023-м могут приблизиться к $400 млн.
Для сравнения: на операцию «Циклон» по поддержке афганских моджахедов в войне с СССР ЦРУ поначалу тратили $20–30 млн в год, а затем эти отчисления выросли до $630 млн в год. И это речь шла о государственных расходах, а не о тратах частного лица, как в случае с Илоном Маском.
К тому же переговоры о вариантах финансирования сперва велись, видимо, конфиденциально и стали известны публике лишь после скандала с планом урегулирования.
Экс-президент США Дональд Трамп поздравляет Илона Маска после запуска ракеты SpaceX Falcon 9 и космического корабля Crew Dragon
Фото: Jonathan Ernst / Reuters
Отчасти у происходящего могут быть и политические причины. Скандал разразился незадолго до промежуточных выборов в Конгресс США. В свое время Илон Маск был сторонником демократов и признавался, что голосовал за них, поскольку «они были партией доброты». «Но они стали партией раскола и ненависти, поэтому я больше не могу поддерживать их и буду голосовать за республиканцев»,— заявил миллиардер. И сейчас, когда США всячески поддерживают Украину, а демократическая администрация так или иначе приписывает заслуги в этом направлении исключительно своей партии (и пугает общественность прекращением финансирования Киева в случае победы республиканцев), в господине Маске вполне могли взыграть политические эмоции. Тем более что призывы поменять подход к конфликту и направить его в мирное русло, если и звучат от кого-то из США, то, как правило, от представителей республиканцев, включая экс-президента Дональда Трампа.
В этом контексте фраза бизнесмена: «Черт с ним… Даже если Starlink до сих пор теряет деньги, а другие компании получают миллиарды долларов налогоплательщиков, мы будем продолжать финансировать правительство Украины бесплатно»,— пожалуй, оказывается ключевой, в той или иной степени объясняя причины его внезапного бунта.
От усталости от затяжных конфликтов никто не застрахован, как и от страхов ядерной войны, особенно если ты успешный бизнесмен, знающий, как зарабатывать деньги и явно не настроенный в перспективе со всем этим расстаться.
И уж тем более сложно удержаться от соблазна показать, что ты в частном порядке, возможно, делаешь больше, чем те, кто тоже мог бы и был бы должен. А Илон Маск, по сути, никому ничего был не должен.
Фотогалерея
Как Илон Маск стал богатейшим человеком по версии Forbes
Илон Рив Маск родился в Претории (ЮАР) 28 июня 1971 года в смешанной канадско-южноафриканской семье. Своим первым компьютером он обзавелся в десять лет, а спустя два года впервые на нем заработал, продав за $500 игру Blastar, которую сам создал. Полученные деньги вложил в акции одной фармацевтической компании. В 17 лет он эмигрировал в Канаду, где поступил в Королевский университет в Онтарио. В 1992 году переехал в США
Фото: из личного архива Илона Маска
В юности Илон Маск часто страдал от депрессий, спасаясь чтением философской и религиозной литературы, однако главной книгой, изменившей его жизнь, стала книга Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». «Она научила меня, что самое сложное — это придумать правильные вопросы. Как только тебе это удалось, все остальное получается очень просто. Я пришел к выводу, что мы должны стремиться расширять пределы человеческого сознания, чтобы научиться задавать правильные вопросы». Свой вопрос господин Маск сформулировал так: «что больше всего в будущем повлияет на судьбу человечества?» По его мнению, это будут интернет, переход на возобновляемые источники энергии и переселение людей на другие планеты. Свой вклад он решил внести в каждую из этих сфер
Фото: AP
Окончив Университет Пенсильвании в США, Илон Маск поступил в аспирантуру Стэнфордского университета, однако очень быстро бросил учебу. Вместе с братом Кимбалом он основал свою первую компьютерную компанию Zip2, которая создала платформу, с помощью которой газеты могли предлагать своим клиентам дополнительные коммерческие сервисы. Через четыре года, в 1999-м, крупнейший в тот момент поисковик AltaVista купил Zip2 за $307 млн наличными и $34 млн ценными бумагами. Часть денег Илон Маск потратил на покупку спорткара McLaren F1 и частного самолета
Фото: Reuters
После успеха господин Маск решает заняться электронными платежами и открывает стартап X.com. В 2000 году, слившись с компанией-конкурентом Confinity, он создает PayPal — одну из ведущих платежных систем современности. После удачных маркетинговых кампаний аудитория сервиса начала стремительно расти, и в 2002 году PayPal был куплен eBay за $1,5 млрд. Так Илон Маск получил необходимые средства для реализации других своих проектов — в сферах космонавтики и альтернативных источников энергии
Фото: AP / Paul Sakuma
Следующим проектом господина Маска стало производство электромобилей. В феврале 2004 года он вложил $70 млн в компанию Tesla Motors, став председателем совета директоров. Первоначально господин Маск не занимался управлением компанией, а участвовал в проектировании дебютной модели спорткара Roadster, созданной на базе Lotus. К 2006 году проект стал набирать популярность, к нему подключились основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, а сумма привлеченных инвестиций переступила порог в $100 млн
Фото: AP / Marcio Jose Sanchez, File
Впрочем, успех далеко не всегда сопутствовал Илону Маску и его проектам: когда в 2007 году должен был начаться конвейерный выпуск спортивной модели Tesla Roadster, выяснилось: просчеты менеджмента привели к тому, что стоимость электромобиля оказалась вдвое выше заложенной изначально. Кроме того, гендиректор и сооснователь компании Мартин Эберхард допустил ошибку с концепцией трансмиссии, из-за чего выпуск машины пришлось отложить на год. Чтобы спасти компанию, господин Маск уволил Мартина Эберхарда и еще нескольких «отцов-основателей», после чего сам ее возглавил
Фото: AP / Paul Sakuma, file
Кроме проблем в бизнесе у Илона Маска начались и трудности на личном фронте: в этот период он переживал трудный бракоразводный процесс со своей женой Жюстин, от брака с которой у него было пятеро детей. Жюстин не скупилась на критику своего мужа и активно ругала его в СМИ за недостаток внимания и домашнюю тиранию. В 2010 году Маск женился на британской актрисе Талуле Райли (на фото), в 2016 году пара рассталась
Фото: AP / Mark Lennihan
Черная полоса в жизни Илона Маска не продлилась очень долго, и вскоре его дела пошли на лад: в Tesla инвестировал $50 млн немецкий концерн Daimler, а Министерство энергетики США включило проект в пул инновационных транспортных компаний, благодаря чему компания получила от государства почти $500 млн. Помогла выходу на рынок электрокара и экологическая ситуация: растущее нефтяное пятно в Мексиканском заливе, возникшее по вине компании BP, сделало крайне актуальной дискуссию о переходе на альтернативные источники топлива
Фото: AP / Mark Lennihan
Финансовый успех Tesla обеспечил выпуск седана Model S с зарядом батарей на 426 км и возможностью разогнаться до 96 км/ч за 3,9 сек. Во время презентации электромобиля Илон Маск пообещал, что всего через 20 лет больше половины выпускаемых автомобилей будут электрическими. И хотя все аналитики опровергают прогноз господина Маска, сам он считает, что мир стал слишком зависим от нефти, что породило постоянную геополитическую напряженность и изменения климата. По мнению Илона Маска, изменить эту ситуацию может отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электричества: «Многие не любят перемен, но мы должны научиться принимать их. Особенно если альтернатива переменам — это катастрофа»
Фото: Reuters
Кроме разработки возобновляемых источников энергии Илон Маск мечтал о колонизации других миров и задумался о создании платформы для многократных путешествий человека на другие планеты, в первую очередь на Марс. В 2002 году он основал SpaceX, вложив в проект более $100 млн. Первоначально господин Маск хотел купить ракеты у России, но посчитал, что рыночная цена сильно завышена: «Я подумал: стоп, а почему бы мне не создать свою ракету?» На разработку ракеты Falcon 1 потребовалось четыре года и сотни миллионов долларов частных инвестиций. Вскоре на SpaceX обратили внимание в NASA и заключили с компанией несколько контрактов на тестовые пуски ракеты
Фото: Zuma Press / Kommersant Photo
Запустить ракету Илону Маску удалось только с четвертой попытки, но уже в следующий раз он успешно отправил на орбиту малайзийский спутник, а NASA решило заключить со SpaceX контракт на 12 миссий по отправке груза на МКС на $1,6 млрд. «Мы используем те технологии, которые просто невозможно представить себе в арсенале государственных институтов. К примеру, наша компания нуждалась в теодолите, который используется для выравнивания ракеты, и вместо покупки нового я предложил поискать на eBay. Мы нашли прекрасный работающий теодолит, сэкономив около $25 тыс.»,— рассказывал господин Маск. После успешных пусков компания модернизировала свою ракету, создав Falcon 9 и разработав космический грузовик Dragon, а 22 мая 2012 года первой в истории частного космоса отправила корабль к МКС
Фото: AP / Jae C. Hong
Но все достижения и успехи SpaceX для Илона Маска лишь подготовка к исполнению его заветной мечты — экспедиции на Марс. В рамках проекта Mars Colonial Transporter инженеры SpaceX разрабатывают инновационные двигатели и ракету, которая сможет приземляться вертикально. Сам господин Маск уверен, что уже через 10–20 лет его мечта сбудется и полеты на Марс превратятся из научной фантастики в реальность. «Я бы хотел умереть на Марсе. Но только не от удара о поверхность»,— говорил в шутку Илон Маск
Фото: Reuters
Еще одним амбициозным проектом Илона Маска стал Hyperloop — сверхскоростной общественный транспорт, который позволит перемещаться на сотни километров всего за полчаса. По замыслу господина Маска «пятый транспорт» станет надземной магистралью в форме стальной трубы, внутри которой с помощью электромагнитного импульса будет перемещаться герметичная алюминиевая капсула на аэродинамической подушке. Работать же новый транспорт будет исключительно на солнечных батареях и станет самым безопасным в мире. В 2018 году прошли тестовые испытания транспорта, а под Лос-Анджелесом был открыт первый скоростной туннель
Фото: Robyn Beck / Pool / AP
Илон Маск лично участвует в проектировании дизайна электромобилей и космических кораблей. В свободное время господин Маск катается на дорогих машинах и ухаживает за красивыми женщинами, чем скорее напоминает героя комиксов, нежели реального человека. По словам режиссера фильма «Железный человек» Джона Фавро, именно Илон Маск стал прототипом Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший (на фото — кадр из фильма «Железный человек-2», в котором Маск появился в роли самого себя)
Фото: Paramount Pictures
6 февраля 2018 года Илон Маск запустил ракету Falcon Heavy в космос, которая вывела на орбиту его спортивный электрокар Tesla Roadster с манекеном в салоне. Автомобиль был использован в качестве полезной нагрузки
Фото: SpaceX
Компания SpaceX также сейчас занимается разработкой новой ракеты и космического корабля Big Falcon Rocket (BFP). В сентябре 2018 года стало известно, что японский предприниматель Юсаку Маэдзава (на фото справа) планирует на его борту совершить полет вокруг Луны, взяв с собой до восьми художников в рамках созданного им арт-проекта #dearMoon. Полет намечен на период не ранее 2023 года
Фото: Chris Carlson / AP
С 2018 года встречался с канадской певицей и музыкантом Клэр Буше, более известной как Граймс (на фото). В мае 2020 года у пары родился ребенок. По словам Маска, его назвали X ? A-12 («Экс Эш Эй-Твелв»). В декабре 2021 года у пары при помощи суррогатной матери, родилась дочь Экза Дарк Сайдерил (Exa Dark Sider?l), которую называют Y в аналогии с их сыном
Фото: Carlo Allegri / Reuters
В марте 2019 года компания Tesla представила Model Y — новую модель электрического кроссовера. В базовой комплектации максимальная скорость автомобиля составит 190 км/ч, а запас хода — 370 км
На фото: Илон Маск во время презентации Model Y
Фото: Jae C. Hong / AP
В ноябре 2019 года Илон Маск представил электрический пикап Cybertruck. Корпус бронированного авто изготовлен из сверхпрочной пуленепробиваемой стали. Окна выполнены из сверхпрочного стекла и полимерного композита, которые способны поглощать силу удара. Однако на презентации стекло в пикапе, выставленном на сцене, разбилось, когда один из дизайнеров бросил в него металлический шар
Фото: Ringo H.W. Chiu / AP
30 мая 2020 года состоялся первый пилотируемый полет космического корабля Илона Маска под названием Crew Dragon. Первая ступень Falcon 9 успешно вернулась на Землю и приземлилась на плавучую платформу в Атлантическом океане через 10 минут после старта. Корабль успешно вышел на орбиту и состыковался с МКС
Фото: Reuters / Steve Nesius
В апреле 2022 года Илон Маск возглавил рейтинг богатейших людей планеты журнала Forbes. Его состояние оценивалось в $219 млрд. В 2023 году он уступил лидерство главе LVMH Бернару Арно
Фото: Michele Tantussi / Reuters
Осенью 2022 года Маск стал владельцем Twitter, купив компанию за $44 млрд. Вскоре он сократил численность сотрудников Twitter с примерно 8000 до 1500. В аперле 2023 года провел слияние Twitter Inc., головной компании соцсети, с принадлежащей ему X Corp, а через месяц объявил, что уйдет с должности гендиректора компании
Фото: Gonzalo Fuentes / Reuters