Справедливость посильных наказаний

Автор проекта Дмитрий Давыдов о том, как заставить водителей и владельцев дорогих автомобилей соблюдать правила дорожного движения.

Никогда не обращали внимания на то, что водители мощных дорогих автомобилей в России часто ведут себя на дорогах вызывающе? Так, будто правила не едины для всех? Да, так оно и есть. Состоятельные автовладельцы нарушают чаще, что подтверждается официальной статистикой. Дмитрий Давыдов, автор «20 идей по развитию России», предлагает меру, направленную на повышение дисциплины состоятельных граждан на дорогах, что в свою очередь приведет к сокращению уровня травматизма и смертности.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Например, в прошлом году Департамент транспорта города Москвы опубликовал в своем официальном Telegram-канале «ТОП-10 автомобильных марок по числу нарушений». Номер 1 – спортивная марка Lamborghini с рейтингом 10,6 (число нарушений ПДД в рабочие дни за первый квартал 2021 года). Второе место у Rolls-Royce – на каждый автомобиль этого люксового бренда пришлось по 8,7 штрафов. На третьей позиции Bentley – 4,9 нарушений. Далее следуют марки Ferrari (4,7), Genesis (4,1), Porsche (3,4), Mercedes–Benz (3,1), BMW (2,9), Kia (2,9) и Land Rover (2,7).

Разница между первым и десятым местом велика, примерно четырехкратная, но даже самый низкий показатель антирейтинга московского Дептранса, 2,7 нарушений за квартал, – это немало, в чем убеждает нас обращение к общефедеральной статистике.

Всего за 2021 год ГИБДД оформила в отношении водителей и автовладельцев около 180 млн штрафов. С учетом того, что в стране, по данным агентства «Автостат», зарегистрировано примерно 60 млн транспортных средств, получается, что на каждое из них в среднем пришлось по три нарушения. За год, а не квартал, за все дни, а не только рабочие, как в московском рейтинге.

Таким образом, можно предположить, что один условный суперкар Lamborghini, используемый в Москве, за год «собирает» штрафов как минимум в 14 раз больше, чем среднестатистическая российская «Лада», которую можно считать эталоном народного автомобиля в стране.

Нарушение и наказание

Сложно спорить, что автомобиль мощностью несколько сот лошадиных сил провоцирует водителя на агрессивную езду: машина быстро разгоняется, уверенно тормозит с высоких скоростей, устойчива в поворотах. Все для того, чтобы рассматривать городские дороги как гоночную трассу.

От владельцев дорогих, особенно спортивных, машин на вопрос, почему они постоянно нарушают правила дорожного движения, часто можно услышать нечто вроде: «Так для того люди и покупают мощные автомобили, чтобы ездить не как все. Иначе какой смысл в таком приобретении?»

И тем более велик риск поддаться искушению «поиграть в гонщика» или просто поставить себя выше законов, действующих для всех участников дорожного движения, когда штрафы не слишком чувствительны для обеспеченного водителя. Незначительность штрафов для собственников престижных машин и есть главная причина многочисленности нарушений, считает Дмитрий Давыдов, автор «20 идей по развитию России».

Точнее, Дмитрий Давыдов выделяет две взаимосвязанные причины: общий невысокий уровень штрафов за нарушение ПДД в стране и отсутствие дифференцированного подхода. «Во-первых, – пишет автор “20 идей по развитию России”, – размер штрафов изначально определялся с учетом только минимальных и средних доходов. Во-вторых, он не индексировался, а значит, утратил свою значимость из-за инфляции и девальвации».

Далее следует логичный вывод. Если высокий уровень доходов по факту ставит некоторых водителей выше закона, значит, надо сделать так, чтобы штрафы учитывали это самое обстоятельство достатка. Понятно даже на бытовом примере: для одного водителя 500 рублей – привычная чашка хорошего кофе в ресторане «на каждый день», для другого – половина от всего дневного заработка. О справедливости такого «равного наказания» говорить не приходится.

Дмитрий Давыдов считает: «Чтобы штраф выполнял свою базовую функцию, необходима его зависимость от платежеспособности нарушителя. Поэтому будет справедливо взыскивать с более дорогих транспортных средств штраф в увеличенном размере».

Северные надбавки

Те россияне, которые путешествовали на автомобиле по Европе, наверняка отмечали, как меняется поведение водителей-соотечественников. Даже те, кто любил у себя на родине показать, зачем в действительности нужны 300, 400 или 500 лошадиных сил под капотом, ведут себя скромно, стараясь никак не выделяться из общего потока. Люди знают: штрафы и прочие неприятности, связанные с нарушением ПДД, могут оказаться очень чувствительными и болезненными. Да и местные обладатели дорогих машин не считают себя избранными. Наоборот, в некоторых странах к состоятельным автовладельцам – особое внимание.

Возьмем соседнюю Финляндию. Там существует два типа штрафов. За относительно безобидные нарушения, такие как выбрасывание мусора на дорогу, действуют фиксированные наказания: за упомянутый поступок – 100 евро (около 5 800 рублей). А правонарушения, представляющие, по мнению властей, общественную опасность, «оцениваются» с учетом дохода нарушителя, по так называемым дневным тарифам. Кстати, превышение скорости более чем на 21 км/ч относительно установленного ограничения – уже повод для пересчета штрафа с учетом дохода нарушителя.

«Чем выше доход, – разъясняет принятую в Финляндии практику Дмитрий Давыдов, – тем больше придется заплатить… За превышение скорости в городе на 36-38 км/ч минимальный штраф составит 132 евро (около 7 650 рублей). Нарушитель с чистой месячной зарплатой 2 200 евро (средний уровень в стране) заплатит 701 евро (около 40 650 рублей), а при доходе 10 000 евро за такую езду в населенном пункте придется отдать уже 3 564 евро (около 206 700 рублей). В России получающий минимальную зарплату и человек с высокими доходами платят за такое же нарушение одинаково: по 500 рублей (меньше 9 евро)».

Для того чтобы оценить, насколько эффективна применяемая в Финляндской Республике система организации дорожного движения и мер по повышению дисциплины среди водителей, можно обратиться к глобальному исследованию, проведенному Всемирной организацией здравоохранения.

Согласно «Докладу о состоянии безопасности дорожного движения в мире за 2018 год», последнему из опубликованных, показатель гибели людей в Финляндии в результате ДТП на 100 000 населения – 4,7 человек. В России – почти в четыре раза больше: 18 погибших на 100 000 населения (в обоих случаях ВОЗ ссылается на итоги 2016 года). При этом заметим: климатические условия в Финляндии вряд ли можно признать более благоприятными, чем в среднем по России.

Похожая на финскую штрафная система действует в Великобритании. За превышение скорости можно лишиться от 25% до 175% чистого дохода за неделю, в зависимости от тяжести нарушения, но не менее 100 фунтов стерлингов (около 6 800 рублей). Для «рецидивистов» и тех, кто нарушил при отягчающих обстоятельствах (в условиях плохой видимости, рядом со школой и так далее), сумма штрафа может быть увеличена до 700% недельного дохода, но в пределах 2 500 фунтов стерлингов (около 170 000 рублей).

По данным британского сайта Carbuyer, в 2022 году типичный британский водитель будет платить за каждое зафиксированное превышение скорости 282 фунта стерлингов (около 19 000 рублей). А состоятельные граждане, конечно, переведут в казну большую сумму.

Или рассмотрим пример другой европейской страны, Швейцарии. Государство отличается очень высоким по мировым меркам уровнем подушного дохода, обилием дорогих автомобилей, особенно в крупных городах, и низким уровнем смертности в результате ДТП (2,7 погибших на 100 000 населения по данным ВОЗ за 2016 год).

«В Швейцарии работает аналогичная привязка штрафов к доходу, – пишет Дмитрий Давыдов. – Там был назначен самый большой штраф в мире за нарушение скоростного режима – в размере 290 000 долларов (около 17,7 млн рублей). В 2010 году это наказание понес владелец красной Ferrari Testarossa за езду со скоростью 137 км/ч на дороге с ограничением 80 км/ч. В России же за превышение скорости в 57 км/ч этот богатый лихач заплатил бы не более 2 500 рублей».

При исчислении рекордного штрафа для владельца Ferrari суд учел два обстоятельства: состояние водителя, оцененное в 22,7 млн долларов США (около 1,39 млрд рублей), и то, что подобное нарушение было у водителя уже не первым. Состоятельным «рецидивистам» не стоит рассчитывать на снисхождение. С них двойной, а то и тройной спрос.

Как оценить нарушителя

Вопрос о том, насколько была бы уместной в России система, при которой штраф нарушителю дорожного движения учитывал доход водителя (или собственника) автомобиля, поднимался не раз. И обычно упирался в такой аргумент: а как определить истинное материальное положение конкретного гражданина страны?

«Положительный опыт привязки штрафов к доходам по примеру европейских стран… в России… из-за теневой экономики и функциональных сложностей… практически не реализуем на данном этапе», – говорит о существовании проблемы Дмитрий Давыдов.

Однако выход есть: надо отталкиваться от того, что возраст автомобиля вместе с показателем мощности – и есть лучшее признание материального статуса.

Дмитрий Давыдов формулирует это следующим образом: «Предлагаю к базовым размерам штрафов, установленным КоАП, применить повышающий коэффициент для автомобилей с высокой мощностью двигателя. В зависимости от года выпуска и лошадиных сил умножать установленный штраф на это число».

Легковые автомобили мощностью до 175 л.с. включительно, согласно предложению автора проекта «20 идей по развитию России», проходят с коэффициентом 1: никаких доплат. Для автомобиля с двигателем 176-225 л.с. в возрасте до двух лет коэффициент устанавливается на уровне 1,5. А для такого же автомобиля не старше двух лет с двигателем, отдача которого превышает 600 л.с., будет действовать коэффициент 20. Кстати, и разница в цене у таких машин будет существенной – примерно в 15 раз (для сравнения взяты автомобили Kia Sorento с 1,5-кратным штрафным коэффициентом и Lamborghini Urus с 20-кратным).

По мере того, как машины будут становиться старше и терять в цене, станет снижаться и коэффициент. Тот же Kia Sorento получит единицу уже на третий год, а более престижный и мощный Lamborghini Urus сохранит особое положение в таблице и после 15 лет эксплуатации (коэффициент сократится с 20 до 3).

На практике это означало было следующее. Владелец автомобиля Skoda Rapid (во всех вариантах исполнения двигатель мощностью менее 175 л.с.) получит штраф за превышение скорости на 20-40 км/ч в размере 500 рублей (коэффициент 1), обладателю 8-летнего Mercedes-Benz G500 (401-500 л.с.) придется заплатить 1 500 рублей (коэффициент 3), а хозяин 3-летнего Rolls-Royce Ghost II (категория 501-600 л.с.) отдаст 3 500 рублей (коэффициент 7).

Соотношение мощности автомобиля и его возраста, как правило, довольно верно отражает стоимость транспортного средства: исключения есть, но они редки. Даже специалисту будет затруднительно назвать бюджетную модель автомобиля с заводским двигателем с отдачей 300 или 400 л.с.

Главное же заключается в том, что оценка автомобиля, на котором передвигается нарушитель, осуществляется намного проще, чем сбор сведений реальных доходах хозяина транспортного средства.

«Внедрение повышающего коэффициента при назначении штрафов для владельцев и водителей автомобилей не составит технической сложности, поскольку мощность двигателя и год выпуска обозначены в паспорте транспортного средства и присутствуют в регистрационной базе. Поэтому как инспектор дорожной полиции, так и автоматические системы камер при регистрации правонарушения смогут сразу же рассчитать и назначить соответствующий штраф. Не потребуется никакой интеграции с базами налоговых служб или иных правительственных и судебных органов», – резюмирует Дмитрий Давыдов.

Более того, «привязка к лошадиным силам и повышающий коэффициент на дорогие автомобили не являются новшеством для россиян». Так рассчитывается транспортный налог, стоимость ОСАГО (цена полиса учитывает мощность), да и московские власти думали о том, чтобы «фактор мощности» учитывался при расчете штрафов за нарушение тишины в ночное время.

Находит идея Дмитрия Давыдова поддержку и у экспертов. «В России всем давно уже очевидно: многие обладатели дорогих и мощных автомобилей вообще не воспринимают штрафы, даже за грубые нарушения ПДД, как меру наказания, – говорит Дмитрий Баринов, журналист, ведущий Telegram-канала «Автотелеграм», член жюри конкурса World Car Awards. – Для состоятельных автовладельцев штрафы превратились в еще один вид символических расходов, связанных с эксплуатацией машины: таких же, как заправка, мойка или платная парковка. Поэтому только привязка размера штрафа к стоимости автомобиля или мощности как производной цены способны изменить подобное отношение и заставить с уважением относиться к правилам. И к другим участникам движения».

Что ответит государство?

Предложения о том, как заставить владельцев дорогих мощных автомобилей уважать правила дорожного движения, Дмитрий Давыдов направил в Совет Федерации. И получил ответ. В письме за подписью заместителя руководителя Аппарата Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству К. Н. Бобылевой, в частности, сообщается, что «увеличение штрафов для состоятельных лиц (владельцев дорогих автомобилей) в административном законодательстве вызывает сомнение, поскольку нивелирует принцип дифференциации наказания в зависимости от степени общественной опасности, тяжести правонарушения и повторности совершаемого нарушителем деяния… предлагаемые Вами изменения нуждаются в экспертной оценке специалистов и анализе на предмет согласованности с иными законодательными нормами».

Дмитрий Давыдов не оставил ответ Совета Федерации без внимания. В своем комментарии он поблагодарил Аппарат Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству за рассмотрение предложения о повышении штрафов для владельцев дорогих автомобилей, сделав несколько важных уточнений.

Автор проекта «20 идей по развитию России» отметил, что не стоит искать в его предложениях даже малейшего нивелирования существующих правоприменительных принципов. Фундаментальная роль штрафа, напоминает Дмитрий Давыдов, – это дисциплинарная мера, «способная обратить внимание на неправомерность поступка, предупредить его совершение и рецидив». При этом восприятие штрафа «в качестве сдерживающего фактора от правонарушения» напрямую зависит от материального положения автовладельца. «Статистика доказывает, что водители на дорогих автомобилях во много раз чаще нарушают ПДД, чем водители недорогих машин. Есть категория граждан, которые регулярно пренебрегают Правилами, не боясь наказания, и этим они создают угрозу безопасности не только для себя, но и для окружающих. Систематические нарушения, совершаемые данной группой лиц, несут в себе огромный потенциальный ущерб», – предупреждает Дмитрий Давыдов. И все потому, что «эффективность действующих штрафов за нарушение ПДД для большинства состоятельных граждан равна нулю», что позволяет им нарушать закон раз за разом.

Существующая система наказаний лишает штрафы базовых функций – предупредительного и воспитательного воздействия на всех участников дорожного движения, вне зависимости от уровня их дохода, в то время как реализация предложений способна принести многосторонний положительный эффект:

  • Повысится дисциплина водителей, прежде всего тех, кто раньше позволял себе игнорировать требования ПДД.
  • Сократится число дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с тяжкими последствиями.
  • Государственный бюджет получит дополнительный доход.

Дмитрий Давыдов просит Совет Федерации еще раз прислушаться к его доводам и предложениям и провести их детальную экспертную оценку.

Автор проекта надеется на законодательную поддержку своих предложений государством.

Предоставлено Дмитрием Давыдовым

Игорь Зинин

Вся лента