Борьба за исключительное
Российские аукционы представляют серию редчайших предметов на предстоящих в Москве торгах
Российские аукционы не собираются сдаваться и представляют серию редчайших предметов на предстоящих в Москве торгах.
Ежегодный отчет «The Art Market 2022» о состоянии рынка искусства (изобразительного и декоративного), а также антиквариата, который выпускает одна из главных международных арт-ярмарок Art Basel совместно с UBS и экономистом Клэр Макэндрю, сообщает о существенном росте выручки аукционных торгов в прошлом году по сравнению с 2020-м. Так, на публичных торгах было продано искусства и антиквариата на $26,3 млрд, что на 47% больше, чем годом ранее, и на 9% — чем в доковидном 2019-м. Такой резкий скачок обусловлен прежде всего возвращением торгов в реальных аукционных залах, а не виртуальных (при этом онлайн-продажи продолжают расти, хотя и не так стремительно, как в 2020 году, когда им просто не было альтернативы).
Большая часть глобального рынка произведений искусства последние несколько десятилетий приходится на три страны — США, Китай и Великобританию. В аукционном мире все они по-прежнему отвечают за большую часть продаж, а среди очевидных тенденций можно отметить усиление влияния Гонконга, особенно в области послевоенного европейского и ультрасовременного искусства, созданного художниками, родившимися после 1976 года, а также продажи предметов роскоши, от часов и украшений до коллекционного дизайна и вина. После «Брексита» внимание европейских коллекционеров также обращено на Париж, который стремится стать главным европейским хабом, хотя и объемы продаж искусства там более чем в два раза ниже тех цифр, которые показывает сейчас Великобритания. Россия в подобных отчетах практически никогда не бывает представлена (в лучшие годы страна отвечала примерно за 1% продаж на международном рынке искусства).
Если в мире основными игроками являются Christie’s, Sotheby’s, Phillips, Bonhams, Heritage Auctions и Poly (и все они огромные по масштабам компании), то у нас в стране стоит говорить скорее о нескольких «бутиковых» аукционах, которые тем не менее покрывают почти все потребности местных коллекционеров. Среди таких можно выделить аукционный дом «Литфонд», занимающийся антикварной книгой, живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего им в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 50 аукционов в год.
«Совком» вот уже более 20 лет занимается советской живописью и графикой отечественных художников XX века, но этим себя не ограничивает. Периодически проводятся тематические выставки и торги, в числе которых аукционы западной живописи и графики XVII–XX веков, старинных и редких рам, аукционы по продаже частных коллекций, включая печатную и оригинальную графику XVIII–XX веков, икон, часов, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптуры, фотографии, ювелирных изделий и т. д. В 2013 году галеристом Владимиром Овчаренко был открыт аукционный дом Vladey, его специализация — современное российское искусство как признанных, так и совсем молодых художников. С момента запуска было проведено уже более 80 торгов (во время пандемии аукционы проводились каждую неделю).
Аукционный дом «Александр» начал свою деятельность в 2005 году с проведения очных нумизматических аукционов. Позднее к коллекционным монетам императорской России добавились иностранные и античные монеты, медали, боны и профессиональная литература. На данный момент в год проводится 15 аукционов, на которые выставляется около 18 тыс. лотов. 24 ноября 2022 года «Александр» планирует провести свой первый аукцион предметов прикладного искусства: от мировой классики до работ современных мастеров. На аукционе будет представлено около 300 лотов, всего выделено пять направлений: японское искусство конца XIX — начала ХХ века (77 предметов), нумизматика и фалеристика России (79 лотов), Фаберже и декоративно-прикладное искусство XVII–XX веков (54 предмета), современная камнерезная пластика Санкт-Петербурга (26 предметов), камнерезная пластика Урала (31 предмет) и шедевры ювелирной мастерской Ильгиза Фазулзянова (30 предметов, читатели “Ъ” могут помнить его работы по выставке «Драгоценности, вдохновленные природой. Ильгиз Ф.», которая прошла в 2016 году в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля).
На предстоящем аукционе дома «Александр» будут представлены как лоты, оценочная стоимость которых измеряется в сотнях тысяч рублей, так и уникальные коллекционные предметы с эстимейтом в несколько десятков миллионов. Среди последних можно отметить скульптурную композицию двух фигур воинов-самураев XIX века мастера Е?симицу (эстимейт 20–25 млн руб.), они выполнены из бронзы в технике литья с последующей отделкой поверхности, включающей в себя ямочную и штриховую гравировку, тональное патинирование и золочение. Подобные скульптуры такого крупного размера (78,5 и 77,5 см) и детального уровня проработки чрезвычайно редко встречаются в мире. Исключительно редкие лоты есть и в разделе нумизматики и фалеристики: 1 1/2 рубля — 10 злотых 1835 года, отчеканенные тиражом 36 экз., которые происходят из собрания известного коллекционера Вилли Фукса, чья коллекция продавалась на аукционе Sotheby’s в октябре 1996 года, оценены в 30–40 млн руб. С такой же оценкой на торги выставлен исключительно редкий комплект знаков ордена Святого Андрея Первозванного, высшей награды Российской Империи. Знаки изготовлены фирмой «Кейбель» в Санкт-Петербурге приблизительно в 1860-е годы. Комплект вложен в оригинальную коробку петербургского футлярных дел мастера П. С. Петрова, поставщика Двора Его Императорского Величества и Капитула Императорских и Царских орденов в 1900–1917 годах.
Интерес к изделиям Фаберже по-прежнему высок, на предстоящие торги стоит обратить внимание их преданным коллекционерам. Очевидное преимущество перед русскими торгами Christie’s и Sotheby’s (которые с февраля 2022 года поставлены в Лондоне на паузу) — наличие всех лотов непосредственно в России. Одним из самых ценных стала рамка из дерева и серебра с позолотой и гильошированной эмалью (1899–1914 годы) с портером великого князя Бориса Владимировича. Она идет в оригинальном футляре. Эстимейт — 12–15 млн руб. Интересно, что сохранившаяся в рамке фотография содержит автограф князя. Подобные изделия обычно дарили по важному семейному поводу внутри близкого круга родственников императорской фамилии в качестве личного подарка, и лишь в редких случаях и при условии близких и доверительных отношений они выходили за пределы семьи. Композиции и скульптуры в разделе камнерезной пластики Санкт-Петербурга и Урала представлены в диапазоне от 700–900 тыс. руб. до 4–5 млн. Рынок высококлассных камнерезных изделий в России только начинает формироваться, и данный аукцион — первое появление такого их количества в открытой продаже. Стоит отметит, что в этом году открылись выставки по этой тематике в Государственном Эрмитаже и в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.
Отдельного упоминания заслуживает высокое ювелирное искусство Фазулзянова, которого знатоки ценят за невероятную работу с эмалью. Его работы были дважды удостоены гран-при международного конкурса International Jewellery Design Excellence Award, некоторые работы неоднократно участвовали в международных аукционах. Художник также создавал циферблат для модели часов швейцарской фирмы Bovet. Одним из самых заметных лотов здесь выступает браслет «Ирисы на пруду» (2013 год) из золота с бриллиантами, топазами, горячей ювелирной эмалью. Он оценен в 10–15 млн руб. «Браслет с ирисами я сделал, вдохновившись работами импрессионистов. Мне хотелось передать эффект воды и ирисов у нее. В этом мне помогли топазы на внутренней поверхности. Их блеск напоминает мерцание капель»,— отметил ювелирный художник.
Увидеть выставленные на аукцион лоты можно в Особняке Спиридонова в Москве до 23 ноября по предварительной записи.