Маршрут до уголовного дела
В Ульяновске после жалоб перевозчиков возбуждено уголовное дело
В Ульяновске по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по факту воспрепятствования предпринимательской деятельности при проведении аукционов на маршруты общественного транспорта. Ранее к выводу о нарушении законодательства о защите конкуренции при проведении аукционов пришло и региональное управление ФАС. Руководство МКУ «Организатор пассажирских перевозок» продолжает настаивать, что аукционы проводились на законных основаниях. В то же время мэрия Ульяновска начала обращаться в суд с исками о лишении частных перевозчиков свидетельств на маршруты. Эксперты считают, что городские власти намерены таким путем вытеснить частных перевозчиков из общественного транспорта Ульяновска, но разрушение конкурентной среды может привести к непоправимым последствиям.
В четверг следственное управление СКР по Ульяновской области возбудило уголовное дело по факту воспрепятствования законной предпринимательской деятельности при проведении аукционов на маршруты общественного транспорта Ульяновска по регулируемым тарифам, сообщила прокуратура Ульяновской области.
Сегодня более 80% перевозок общественного транспорта Ульяновска выполняется частными перевозчиками по нерегулируемым тарифам без каких-либо дотаций.
О начале работы по переводу городских маршрутов общественного транспорта на регулируемые тарифы мэрия Ульяновска объявила в конце прошлого года. При этом мэр Ульяновска Дмитрий Вавилин неоднократно отмечал, что в приоритете — развитие АО «ПАТП-1» (80% в собственности региона, 20% принадлежит Ульяновску).
Торги на несколько маршрутов общественного транспорта, которые мэрия Ульяновска решила перевести на регулируемые тарифы, были объявлены в июле этого года. Два перевозчика — ИП Марина Юдаева (маршрут № 38) и ООО «Галекс и Ко» (маршрут № 28), которые не были уведомлены об аукционах и по итогам торгов лишились своих маршрутов, — в конце июля обратились с заявлениями в прокуратуру Ульяновской области. Кроме того, компания «Галекс и Ко» обратилась в региональное управление ФАС с жалобой о незаконности проведенных торгов. 26 октября комиссия УФАС признала, что МКУ ОПП своевременно не известило перевозчиков и «нарушило запрет на сокращение срока действия свидетельства в отсутствие согласия перевозчика», тем самым нарушив требования антимонопольного законодательства. А 8 ноября в СУ СКР были переданы материалы прокурорской проверки, на основании которых в четверг было возбуждено уголовное дело по факту воспрепятствования со стороны МКУ ОПП законной предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 169 УК РФ, от штрафа до 500 тыс. руб. до лишения должности и 360 часов обязательных работ).
В СУ СКР от комментариев отказались.
В прокуратуре пояснили «Ъ», что организатор проведенных торгов нарушил требования закона № 220ФЗ (от 13.07.2015) «Об организации регулярных пассажирских перевозок…», согласно которым МКУ ОПП было обязано уведомить перевозчика об изменении условий не позднее чем за 180 дней до вступления в силу документа планирования регулярных перевозок. Но обновленный документ планирования по маршрутам вступил в силу 6 июля, а уже 15 июля были объявлены торги, при этом сами перевозчики, работающие на этих маршрутах, не были уведомлены об изменении вида тарифа. Кроме того, отмечается в материалах проверки, свидетельство ИП Марины Юдаевой на маршрут № 38 действовало до конца 2028 года, и лишить перевозчика свидетельства можно было только через суд при наличии в течение месяца неоднократных нарушений. Но регулярных нарушений со стороны перевозчика зафиксировано не было, а согласно данным навигационно-информационной системы, перевозчик соблюдает расписание на 96%, отмечает прокуратура, приходя к выводу о незаконности действий МКУ ОПП.
Руководитель МКУ ОПП Владимир Фадеев сказал «Ъ», что он «не в курсе уголовного дела», он продолжает настаивать на том, что все торги были проведены законно. «У нас есть документ планирования, и если на меня завели уголовное дело, то тогда я третьей стороной привлеку к нему прокуратуру, которая согласовала этот нормативный акт»,— сказал господин Фадеев.
Между тем мэр Ульяновска Дмитрий Вавилин 8 ноября заявил, что по его поручению мэрия через суд намерена отозвать свидетельства нескольких маршрутов в связи с тем, что расписание движения нарушается, ККМ у перевозчиков нет, а деньги, заплаченные за проезд, «выпадают из зоны налогообложения». Согласно данным Арбитражного суда Ульяновской области, первыми перевозчиками, получившими иски, стали именно «Галекс и Ко» и ИП Марина Юдаева. Кроме них иск направлен еще в отношении ИП Евгения Горелова (маршруты № 4, 8, 87, 88).
Директор «Транспортного альянса» Святослав Малаев отмечает, что «к ПАТП-1 может быть не меньше претензий по расписанию, однако на ПАТП-1 иски не подаются». «Причем для ПАТП-1 узаконен отстой автобусов в межпиковый период, в то время как частные перевозчики продолжают работать. Мэрия все делает для вытеснения частных перевозчиков. Кроме того, для ПАТП1 выделяются средства на закупку новых автобусов, в то время как частным перевозчикам ничего не предлагают. О каких равных условиях конкуренции тут говорить? Думаю, прокуратуре пора обратить и на это свое внимание»,— заметил господин Малаев.
Владимир Фадеев в беседе с «Ъ» признал, что «и к ПАТП-1 есть замечания», однако сказал, что к этому предприятию иски не подаются, поскольку «у них по крайней мере есть программа развития, согласованная с главой региона, по которой планируются закупки нового подвижного состава, а частные перевозчики вообще ничего не обещают». «Я им говорил: давайте решать, как будете улучшать свою работу, но пока от них тишина»,— сказал руководитель МКУ ОПП, заметив, что «это прокуратура требует принимать жесткие меры к нарушителям расписания».
Председатель правления региональной отраслевой организации «Транспортный экспертный совет» Виктор Сидоренко полагает, что иски в суд к перевозчикам — «часть плана мэрии по их вытеснению». По его словам, «в ПАТП-1 совместно с МКУ ОПП был разработан проект вывода предприятия из банкротного состояния (фотокопия имеется в распоряжении редакции)», «и в этом документе совершенно четко сказано, что для развития предприятия необходимо передать ему ряд выгодных маршрутов и закрыть ряд других маршрутов, находящихся сегодня у частных перевозчиков». «Видимо, раз не получается забрать маршруты через торги, администрация пытается использовать другой путь — отобрать свидетельство на маршрут через суд»,— сказал эксперт, заметив, что «разрушение конкурентной среды может привести к непоправимым последствиям и разрушению всей системы общественного транспорта».