Утилизационные амбиции требуют амуниции
Система управления отходами в России все еще нуждается в ее появлении
В статье для «Ъ-Регенерации» эксперты Центра устойчивого развития СКОЛКОВО Елена Дубовицкая и Надежда Кленина фиксируют текущее состояние системы управления отходами в России и решения, которые помогут сделать ее эффективнее и прозрачнее.
Цели и средства
Одним из ключевых этапов решения проблемы управления отходами в России на национальном уровне было принятие в 2020-м национальных целей развития до 2030 года и плана создания «устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами» (ТКО), в которой сортируются все отходы, а объем их захоронения снижается вдвое. Такая цель выглядит очень амбициозной на фоне других стран—лидеров по обращению с отходами, особенно в условиях нехватки инфраструктуры, непросвещенности населения, отсутствия доступа к технологиям и необходимых стимулов для ее реализации. Если в России ставится цель вдвое сократить отправляемые на полигон отходы к 2030 году, то в странах ЕС, где практика давно и активно развивается, этот показатель составляет 60%, а, например, в Сингапуре — 30%.
Цель же по переработке ТКО (1/3 до 2024 года в нацпроекте «Экология») кажется сопоставимой с другими странами. Схожий показатель в США составляет 50% к 2030 году, в Сингапуре — 70% к 2030-му. Тем не менее летом 2022 года Экспертный совет при правительстве предложил пересмотреть нацпроект и дополнить его целями по «раздельному сбору и материальной утилизации». С одной стороны, такие цели и рекомендации могут быть полезны для эффективного использования отходов, с другой же — могут оказаться недостаточными для повторного использования ресурсов и возвращения их в цикл. Для этого требуется не просто решать проблему с создаваемыми отходами, а работать с причинами их образования. Соответствующий комплексный подход должен включать в том числе переход к устойчивому производству, дизайну продукции и упаковки с акцентом на их долговечность и повторное использование, финансирование инноваций и инфраструктуры, другие аспекты.
Страны-лидеры в большей степени ориентируются на предотвращение образования отходов. В России же акцент делается на их утилизации. Комплексная система обращения с отходами чаще всего требует установить цели и отслеживать показатели на всем жизненном цикле продукта, включая производство и потребление. Цели же по утилизации предлагается разделить на категории, в том числе выделив отдельно пищевые отходы, которые, по некоторым оценкам, составляют 1/3 от ТКО.
Страны—лидеры в области обращения с отходами также привязывают и климатические цели к качественному управлению отходами. Такой подход применяют, к примеру, ЕС, Китай и Великобритания. По данным ЮНЕП, сектор отходов является одним из ключевых эмитентов метана (после сельского хозяйства и нефтегазовой отрасли). На него приходится около 20% всех выбросов метана, вызванных деятельностью человека. Метан, напомним, в 80 раз сильнее влияет на климатические изменения, чем углекислый газ.
Механизмы и стимулы
В России уже действуют штрафные меры, например за несанкционированный сброс отходов или обращение с ними без лицензии. Также запускается механизм расширенной ответственности производителя. Впрочем, этого, как и других мер, предложенных Экспертным советом, может оказаться недостаточно. Необходимо не вводить дополнительные санкции, а прежде всего определить правила игры для всех участников рынка обращения с отходами, выстроить инфраструктуру и уже на их основе создавать систему поощрений и наказаний — как в отношении бизнеса, так и физлиц. Все игроки рынка должны понять свою роль и актуальность проблемы, и, возможно, в таком случае при качественном налаживании системы не будет необходимости в штрафах. Но страны—лидеры отрасли часто прибегают к этой практике: санкции могут варьироваться от небольших денежных компенсаций или дополнительных тарифов до уголовного наказания. Например, в Японии гражданину, решившему выбросить мусор на улице, может грозить штраф до $90 тыс. или лишение свободы сроком до пяти лет.
В то же время важно создавать и благоприятные условия для развития ответственных практик как у населения, так и в бизнесе, используя налоговые послабления, субсидии, инициируя отраслевые проекты. Примером такой инициативы служит пилотный проект стимулирования повторного использования вещей при помощи субсидий и снижения налогообложения в Австрии. В России тоже ожидаются налоговые послабления для бизнеса в области управления пищевыми отходами. Однако инструменты стимулирования рынка для достижения поставленных целей пока применяются недостаточно.
Стоит отметить и необходимость цифровизации отрасли. Исследование Центра устойчивого развития СКОЛКОВО и «ТеДо», посвященное применению цифровых решений для ESG, показывает, что обращение с отходами входит в топ-5 направлений, где ощущается наибольший недостаток таких технологий. Цифровые решения улучшают процессы переработки, облегчают доступ к вторсырью, позволяют потребителям принимать решения о покупке перерабатываемых товаров и сортировке. К цифровым технологиям, которые оказывают значительное влияние на эффективность отрасли, можно отнести робототехнику, интернет вещей, ИИ, анализ данных и облачные вычисления. Например, «умные» контейнеры могут определять типы отходов, измерять их объемы, роботы полезны при сортировке.
О необходимости цифровизации системы управления ТКО неоднократно заявляла отраслевой вице-премьер Виктория Абрамченко. Ключевые цифровые технологии зафиксированы в распоряжении правительства №3496-р в 2021 году, куда в том числе уже входят ИИ, интернет вещей, большие данные. Кроме того, запущена биржа вторресурсов, планируется внедрение системы отслеживания ТКО, разрабатывается домен «Экология» на платформе «ГосТех». Насколько эти или другие проекты окажутся эффективными, пока говорить преждевременно из-за их новизны, однако запрос на такие решения уже присутствует и цифровизация отрасли будет усиливаться.