От Москвы до самых до окраин
Страховщики преодолели первый шок от санкций и теперь находятся в поиске новых рынков перестрахования
Прошел ровно год после введения санкций против страны и отдельных участников страхового рынка. Ясно, что рынок выстоял, а мрачные прогнозы не оправдались. Страховщики определяют новые пути роста бизнеса. А поскольку все перестрахование сосредоточилось внутри страны, страховщики ищут новых партнеров на альтернативных рынках для перестраховочной защиты.
Сборы по итогам минувшего года сопоставимы с показателями 2021-го с учетом незначительного снижения, но важно отметить, что это существенно лучше тех прогнозов, которые высказывались весной 2022-го, говорит директор департамента андеррайтинга по корпоративным видам страхования компании «Согласие» Алексей Хуторянский.
Как отмечает заместитель генерального директора «Ингосстраха» Илья Соломатин, эти опорные точки развития российского рынка страхования меняют географию и перемещаются на Восток и в сторону Латинской Америки.
Участники рынка рассчитывают на развитие сотрудничества с китайскими партнерами. Уже существует практика, когда создаются банки в Китае, которые работают исключительно в валютах рубль—юань, и им в силу отсутствия операций в других валютах не страшны санкционные риски. Теперь дело за малым — обрести такое качество страховщикам и перестраховщикам. Ибо одной из наиболее существенных нынешних проблем для отечественного страхового рынка является ограниченность перестрахования, отмечает Алексей Хуторянский. Именно в этой сфере сложилась ситуация, диаметрально противоположная тому, как все было устроено годом ранее.
«Когда еще проводились международные страховые конференции в Москве, на которые приезжали коллеги из Великобритании и Европы, в адрес российских страховщиков звучали упреки со стороны иностранных перестраховщиков в том, что в России куплена совокупная очень большая перестраховочная емкость при крошечной внутренней емкости»,— вспоминает глава брокера и общества взаимного страхования «Ростеха» Николай Галушин.
В любой новости о санкционных ограничениях, будь то морские поставки энергоносителей или же других грузов, страхование стало разменной монетой, ведь без него судно не выйдет за пределы порта.
Было время, когда более 80% всех перестраховочных премий уходило на международный рынок. Было в этом что-то плохое? И да, и нет. Да: не росло внутреннее перестрахование, не формировалось высокое удержание долей в рисках. Нет, потому что передача риска в перестрахование подразумевает и сбор убытков с перестраховщиков, рассуждает Николай Галушин. В пример можно привести крупнейший на рынке убыток — пожар на Березовской ГРЭС, который был полностью собран с иностранных перестраховщиков при мизерной доле в риске у прямого страховщика.
Но теперь мы живем сами по себе, отрезанные от глобального рынка перестрахования, от его экспертизы, опыта, продуктов и т. д. Все перестрахование сосредоточилось внутри страны. Готов ли к этому рынок? Да и нет.
Да, потому что государство еще в 2016 году запустило Российскую национальную перестраховочную компанию (РНПК). Нет, потому что страховой рынок сам ничего для своей консолидации, для формирования альтернативы сделать не смог. И дальше все будет зависеть от позиции государства (РНПК), как и что на рынке будет происходить.
В нынешней новой реальности рынок во главе с РНПК и эмиссионным центром в лице акционера компании может справиться с любыми внутренними вызовами / убытками / катастрофами. Капитал в 750 млрд руб.— это реально очень много. Даже на фоне того, что РНПК будет замыкать на себе 90% всех рисков по договорам страхования в стране, российский перестраховщик полностью в состоянии обеспечить защиту интересов российского бизнеса, общества и государства. С этой точки зрения проблем нет никаких. И даже распространение санкций на РНПК ни в коей мере ситуацию не изменит. Проблема не на нашей стороне.
Вопрос в том, готовы ли иностранные партнеры, которые работают с нами, принимать российские договоры страхования, а не «страховки Ллойда». В этом есть сомнения и основная сложность. Надо решать проблему, договариваясь с иностранными государствами и партнерами.
Как отмечает старший вице-президент, руководитель департамента по связям с госорганами и страховым сообществом Страхового дома ВСК Алексей Чуб, среди важных задач — оптимизация перестраховочной защиты и обеспечение единых, прозрачных и регулируемых условий существования перестраховочного пространства РФ и стран ЕАЭС. По его мнению, усиление роли института страхования в системе управления рисками бюджетной системы государства будет способствовать формированию комплексного подхода к использованию механизмов страхования и возмещения вреда. Также необходимы меры, направленные на дальнейшее развитие инфраструктуры страхового рынка как на территории Российской Федерации, так и в рамках Евразийского экономического союза, включая вопросы гармонизации страхового законодательства. В первую очередь по ОСАГО, унификации требований к кредитным рейтингам, взаимному признанию лицензий на осуществление страховой деятельности и т. д.
А в целом, как отмечает председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров Катерина Якунина, отечественному страховому рынку «предстоит продолжить работу по адаптации бизнеса под новую экономическую модель и выстраиванию системы перестраховочной защиты в условиях отсутствия доступа на западные рынки».