Материально успешные патриоты
Представители Минобрнауки и Росмолодежи обсудили, какие ценности прививать молодым
На Всероссийском патриотическом форуме «Твой герой» во вторник прошла панельная дискуссия «Место и роль патриотического воспитания в Стратегии реализации молодежной политики на период до 2030 года». Представители вузов, Минобрнауки и Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) согласились с тем, что молодежная политика должна не только создавать возможности для самореализации молодых людей, но и прививать им патриотизм. Хотя к самому понятию патриотизма выступавшие подошли прагматично: по их мнению, служение стране и государству вовсе не подразумевает обязательного отказа от материальных ценностей, просто желательно, чтобы молодые люди на них не зацикливались.
Разработкой стратегии развития молодежной политики по поручению президента занимается правительство при содействии профильной комиссии Госсовета. Участники панельной дискуссии патриотического форума дали понять, что речь в документе пойдет не только о создании эффективной среды для самореализации молодых и об уровне их зарплат (на что обращал внимание и президент), но и о некоторых идеологических аспектах.
Так, комиссия Госсовета по молодежной политике собирает инициативы от различных организаций, в том числе и от патриотических, сообщил председатель Совета проректоров по молодежной политике и воспитательной деятельности при Минобрнауки Андрей Платонов. «Блок патриотического воспитания, блок духовно-нравственных ценностей, которые являются одной из основ работы, он как раз здесь учитывается… В указе президента №809 подробно расписаны ценности и угрозы нашим традиционным ценностям. Одна из основных задач — рассказать (молодому человеку.— “Ъ”) о ценностях, чтобы он себя с ними соотносил. Воспитать человека, который будет любить свою родину, приумножать ее благосостояние и будет ее защищать»,— пояснил господин Платонов.
А врио начальника управления молодежных проектов и программ Росмолодежи Василий Тетерин добавил, что стратегия должна соответствовать «целям и задачам, установленным в Стратегии национальной безопасности, ряду федеральных законов, Конституции и указам президента о сохранении традиционных ценностей».
«То, что определен ряд ценностей, которые нормальный человек разделяет,— это очень важно,— отметил Андрей Платонов.— На прошлой неделе в РГСУ проводился аксиологический форум, где были определены более 50 ценностей и десяток антиценностей. И визуализация, каким образом мы можем увидеть проявление этих ценностей… Он (молодой человек.— “Ъ”) либо их разделяет, либо уходит в сторону антиценностей, но тогда это девиация, где нужно работать и нам, и специалистам по молодежной политике и специалистам другого профиля». Правда, перечень «антиценностей» господин Платонов не огласил, но пообещал представить их позже дирекции форума.
В то же время само понимание патриотизма, который, согласно президентскому указу, безусловно, относится к российским традиционным ценностям, по мнению участников обсуждения, тоже нуждается в уточнении.
«Нам важно переходить к действительно деятельному патриотизму. И понимать, что патриотизм — это не только знать государственные символы, не только в целом говорить "я люблю свою страну", а скорее быть ей полезным в хорошем смысле этого слова»,— объяснял врио директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки Дмитрий Покровский. При таком подходе в патриоты могут записать себя и те, кто «поднимает конкретные секторы экономики, развивает технологии, готов двигать страну вперед с пониманием, что это и есть патриотизм». Настроить общественное восприятие таким образом получится, считает господин Покровский, если «прививать патриотизм в конкретных направлениях профессиональной подготовки человека»: студентам-юристам, к примеру, можно предложить «обыграть, прожить» Нюрнбергский или Токийский судебные процессы.
Василий Тетерин поддержал коллегу, заявив, что «патриоты — это не только те, кто выходит на торжественные мероприятия с флагами и занимается в военно-патриотических клубах», но и те, кто «почему-то не пошли в этот клуб, но нашли себя в спорте, науке или где-то еще». «Наша задача-то как раз — дать молодому человеку понять, что вся жизнь его в родной школе, университете, на своем рабочем месте — это служение своему делу, тем принципам, которые из тебя и формируют ответственного человека, патриота своей малой родины, своей страны»,— рассуждал чиновник.
Поступившее из зала возражение о том, что подобный подход, возможно, лишен целостности и порождает противоречие между «самореализацией и заработком» с одной стороны и беззаветным служением Отечеству с другой, спикеры отвергли.
В обоснование своей позиции господа Покровский и Тетерин сослались на то, что качественные результаты труда сами по себе являются «маркером патриотизма», а уделить внимание общественно значимым, но неоплачиваемым проектам можно и в свободное от работы время.
«Я могу быть бизнесменом, который производит табуретки: у меня цех, у меня сотрудники, и мы производим табуретки,— размышлял Дмитрий Покровский.— И эти табуретки мы продаем. Как у любого бизнесмена, моя основная цель — зарабатывание денег. Но я, как патриот своей страны, хочу, чтобы эти табуретки продавались по всему миру и были лучшими табуретками в мире, но на них при этом будет написано "Сделано в России". Это же тоже элемент патриотизма».
Впрочем, в идеале такой патриот от бизнеса должен находить время и на волонтерскую деятельность, добавил господин Покровский. «Я могу работать, я зарабатываю деньги, но, когда вечером у меня есть время отдохнуть, я не лежу на диване с бутылкой пива, а я иду и помогаю тому, кто в этом нуждается»,— развивал свою мысль представитель Минобрнауки. Искомый «деятельный патриотизм», по его мнению, как раз и кроется в умении гражданина «держать баланс» между работой и общественной деятельностью, не зацикливаясь при этом на доходе и прибыли.