Бизнес с благими намерениями

Как компании Удмуртии сохраняют социальную ответственность

Несмотря на сложные геополитические и экономические события последних лет, бизнес Удмуртии не отказался от социальных инвестиций. Компании сообщают, что не только не сократили бюджеты на программы корпоративной социальной ответственности (КСО), а некоторые даже увеличили. Как именно предприятия внедряют КСО и ESG-принципы в своей работе и для чего это делают, они рассказали на круглом столе, организованном Kommersant Events Удмуртия.

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

ESG по-крупному

Сегодня ключевые принципы корпоративной социальной ответственности принято включать в концепцию устойчивого развития компаний — сбалансированного развития одновременно в трех аспектах: экологическом, социальном и корпоративном (ESG — Environmental, Social, Governance). Промышленные и ресурсоснабжающие предприятия традиционно являлись драйверами развития ESG-повестки в России. Вместе с тем, поскольку деятельность предприятий напрямую связана с влиянием на окружающую среду, то именно на блоке E до недавнего времени был сделан наибольший акцент. Однако уже сегодня мы видим, что все большее внимание уделяется блоку S — social, социальной ответственности, поскольку социальные риски могут реализоваться значительно раньше экологических, компании не закрывают на них глаза.

Более того, уже в этом году в Госдуму был внесен законопроект о поддержке работодателями добровольческой деятельности сотрудников, рассказал Олег Гарин, депутат Госдумы России от Удмуртии. Предлагается в статью 41 Трудового кодекса РФ внести поправки, которые позволят включить в список положений коллективного договора пункт поддержки добровольческой деятельности, волонтерства и благотворительности.

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«Закон позволит активно включить бизнес в решение социальных задач регионов и даст четкий сигнал, что увлечение сотрудников общественной инициативой и благотворительностью — это государственный приоритет,— отметил Олег Гарин. — Для работодателей такая увлеченность сотрудников также принесет ряд положительных результатов в виде развития корпоративного волонтерства, которое способствует улучшению климата в организации и репутации компании на рынке труда, повышению лояльности сотрудников, укреплению структуры взаимопомощи в коллективе, росту показателей выручки на одного сотрудника и, конечно, общей прибыли акционера».


В России ESG-повестка начала внедряться в 2011 году. На сегодня создан альянс ESG, национальный рейтинг ESG, проходят форумы ESG. ESG-повестка значима для всех регионов России, независимо от количества предприятий в нем, рассказал Юрий Федоров, заместитель председателя комитета Совета федерации по экономической политике. «Зеленые» принципы актуальны для бизнеса любого размера. Можно увидеть много примеров в сфере МСП по раздельному сбору и утилизации отходов, использованию многоразовой посуды. В итоге усилия малых предприятий выливаются в целую систему ответственного потребления и создают базу для экономики замкнутого цикла. При этом все еще основа — это крупные предприятия региона.

Юрий Федоров, заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«97% малого и среднего бизнеса не знают, что такое ESG, и вообще не в повестке,— отметил Юрий Федоров. — Что такое "зеленые облигации", "зеленое финансирование", не знают. Крупный бизнес уже давно участвует в таких проектах, потому что еще до февраля 2022 года считалось, что если у тебя нет ESG в финансовой отчетности, то ты не можешь получать инвестиции за рубежом. Многие думали, что с уходом западных компаний новый менеджмент свернет ESG-повестку, но этого не случилось, все остались в ней».


Крупный бизнес сегодня выступает не только якорным работодателем и налогоплательщиком в городах Удмуртии, но также партнером территорий присутствия по развитию социальной сферы — он инвестирует в развитие образования и обновление инфраструктуры, поддерживает спорт. Среди наиболее показательных примеров эксперты называют компании «Белкамнефть» с их спортивными проектами и проектами поддержки молодежи, Palizh с проектами по благоустройству города, UDS — со строительством дворца единоборств совместно с Федерацией бокса, Сбер — с проектами по уменьшению количества потребляемой воды и бумаги, Росатом и Чепецкий механический завод, который в июне на форуме «Лучшие практики ESG» получил максимальный рейтинг, и другие. «Но это не говорит о том, что малый и средний бизнес не должен участвовать в этой повестке,— призывает Юрий Федоров. — Ваша компания имеет офис: поставьте солнечную панель на входе, проведите умный цифровой офис, дайте сотрудникам небольшие льготы на покупку электромобиля, заплатите 13-ю зарплату. Это и есть мини-ESG-повестка для малого и среднего бизнеса». По мнению эксперта, большим спросом у потребителей пользуются продукты тех компаний, которые занимаются экологией, поддержкой, обучением своих сотрудников, вкладом в экоповестку, волонтерством, а не просто генерируют чистую прибыль.

Александр Прозоров, председатель постоянной комиссии Госсовета Удмуртии по госстроительству и местному самоуправлению

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

С этой точкой зрения согласен и Александр Прозоров, председатель постоянной комиссии госсовета Удмуртии по госстроительству и местному самоуправлению. Он уверен, что предприятию с социальной ответственностью и привлекать сотрудников намного проще. «По уровню безработицы мы достигли самых минимальных цифр и сегодня видим открытую борьбу за сотрудников, которая ведется предприятиями. А любой сотрудник выберет предприятие, которое предоставляет максимально высокую заработную плату и социальные преференции. У нас есть хорошие примеры на территории республики, когда руководству предприятия удалось сохранить инфраструктуру, построенную еще в советские времена. Как пример — это завод Аксион, где сохранены объекты социальной сферы и детский лагерь, которым пользуются дети сотрудников, и дом культуры, и больница. А со стороны республики, на мой взгляд, мы должны актуализировать тему по налоговым преференциям для таких предприятий»,— отметил Александр Прозоров.

Понять и внедрить

Один из трендов на местном уровне — создание комфортной городской среды в регионах присутствия. Ни пандемийный 2020 год, ни 2022-й не перекроили ситуацию кардинальным образом. Принципы корпоративной, социальной и экологической ответственности по-прежнему отчетливо прослеживаются в бизнес-среде Удмуртии. И несмотря на пока еще становление этой культуры среди МСП, в республике уже есть яркие примеры внедрения КСО в деятельность компаний.

Так, к примеру, с февраля этого года в Ижевске запущен проект полезных кофеен «Роль кофе». Организаторы утверждают, что одну чашку кофе здесь можно приобрести по себестоимости, а если добавить к заказу 20 руб., то скоро можно будет принять участие в «Игре добрых дел». Собранные с заказов 20 руб. формируют фонд, который на следующий день разыгрывается между участниками, а победитель направляет деньги на тот проект, который он считает необходимым поддержать из предложенного списка.

Сергей Федоров, сооснователь проектов CULT OFF и Роль кофе

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«Каждая кофейня за счет нашей системы способна создавать бюджет от 60 тыс. руб. на добрые дела, — отмечает Сергей Федоров, сооснователь проектов CULT OFF (Культ Офф) и "Роль кофе". — Мы будем работать с проверенными благотворительными фондами, а также создавать свои социальные проекты. Уже есть идея и по остановкам для общественного транспорта, детским площадкам, системе раздельного сбора мусора и прочее».


В данный момент работает шесть кофеен, и продолжается разработка приложения «Игра добрых дел». В будущем к проекту планируется подключать предпринимателей, готовых предоставлять покупателям кэшбэк. Его покупатели смогут направлять либо на социальные проекты, либо на оплату своих коммунальных платежей.

Поддержка уже существующих социальных инициатив, а также создание собственных программ, направленных на устранение цифрового неравенства, поддержка социального предпринимательства и включение клиентов в социальную жизнь — все это фокус внимания крупных федеральных компаний, в частности, мобильного оператора Tele2. «Для нас важно создание собственных уникальных проектов в КСО, продолжающих основной бизнес. Так, принципы КСО реализуются в продуктовых решениях компании, экологической политике, взаимодействии с регионами и развитии корпоративной культуры благотворительности, — рассказала Юлиана Соколенко, руководитель направления корпоративной социальной ответственности Tele2. — Запуская собственные проекты, мы стремимся что-то поменять в привычках клиентов — например, сделать их более экоориентированными через цифровые продукты. Так, в этом году мы запустили экологический проект по высадке деревьев, который направлен на популяризацию осознанного отношения к природным ресурсам. Мы предложили своим клиентам объединить усилия по сохранению лесов и запустили сервис посадки деревьев онлайн — через наше мобильное приложение. На сегодняшний день в рамках проекта уже посажено 7417 деревьев, а количество инициативных абонентов только растет».

По ее словам, при разработке новых программ или поддержке существующих в компании опираются на три критерия. Во-первых, проект и проблема, которую он решает, должны быть актуальны для региона; во-вторых, проект должен быть системным и устойчивым; в-третьих, проект должен быть связан с основным направлением бизнеса. «Мы отбираем инновационные для своей сферы проекты и создаем систему их поддержки — подключаем сотрудников компании в качестве экспертов и менторов, выделяем гранты на реализацию. Как раз в ближайшие дни мы завершаем этап приема заявок на конкурс "Навстречу импакт-стартапам". Десятки проектов со всей страны уже приняли в нем участие, а значит, получат возможность двигаться вперед и развивать свое дело с большей эффективностью»,— говорит Юлиана Соколенко.

«Наша социальная роль — создавать новые связи и возможности для людей и бизнеса»

Руководитель направления корпоративной социальной ответственности Tele2 Юлиана Соколенко

Читать далее

На фоне реализации успешных примеров и кейсов предприятий участия в КСО и ESG-повестке компании выделяют несколько сложностей. Так, по мнению экспертов, одна из главных проблем социальных стартапов — их уязвимость и низкий процент выживаемости.

«Мы сфокусированы на конкретной задаче — развитии социального предпринимательства как инструмента решения социальных проблем детей и молодежи, — отметила Юлиана Соколенко. — Ежегодный конкурс "Навстречу импакт-стартапам" как раз и направлен на поиск социальных предпринимателей, которые работают с актуальными для детей проблемами».

Мария Долгушкина, руководитель социальных проектов Юридической группы «Совет»

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

Корпоративное волонтерство активно развивает юридическая группа «Совет». «Так, каждую субботу мы выезжаем компанией либо в приют бездомных животных, либо на дежурство в социальную столовую,— рассказала Мария Долгушкина, руководитель социальных проектов юридической группы «Совет». — Это очень крутой инструмент тимбилдинга, потому что когда ты со своим руководителем на дежурстве в столовой чистишь картошку — это как никогда сплочает. Более 60% сотрудников активно принимают участие в волонтерстве». Кроме того, компания реализует проект «На старте», в рамках которого оказывает бесплатную юридическую поддержку молодым предпринимателям из Удмуртии.

Новая устойчивость компаний

Забота о сотрудниках, экологические проекты, создание комфортной городской среды — приоритеты компаний республики в русле федеральных тенденций. Эксперты отмечают, что необходимым этапом дальнейшего развития ESG-повестки является включение в нее малых и средних предприятий (МСП). Для этого важны заинтересованность инвесторов в компаниях с сильным ESG-профилем, развитие модели ответственного потребления, экономия на операционных издержках, привлечение талантливых сотрудников, возможность участия в производственно-сбытовой цепочке крупных компаний, а также взаимодействие с благотворительными фондами. По словам аналитиков, многие компании хотели бы заниматься благотворительностью, но не имеют опыта в этом. Отсюда возникают две проблемы.

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

С одной стороны бизнес воспринимает фонд как event-агентство, а с другой — фонд воспринимает бизнес как мешок с деньгами, который должен только перечислить пожертвования, «а мы сами разберемся, как их распределить». «Задача — выстраивать партнерские взаимоотношения, искать компромисс и гармонию, — говорит Ольга Гошко, руководитель отдела фандрайзинга Благотворительного детского фонда «Виктория». — Хорошая история, когда фонд выступает экспертом. Например, много компаний приходят с запросом отвезти подарки в детские дома, организовать мастер-классы. И тут мы делимся экспертизой о том, как правильно помогать, что подарки в детский дом — это не помощь. Мы постепенно выстраиваем цепочку взаимоотношений, через совместные проекты рассказываем, какая помощь действительно нужна. И компания с таких разовых акций, как задаривание детей в детских домах, начинает разворачиваться и расти в этой своей социальной повестке, с помощи детским домам начинает перефокусироваться на помощь приемным семьям и уже спонсирует системную помощь, такую, как занятия с психологами для детей и родителей, тренинги, занятия с логопедами и дефектологами, занятия арт-терапией».

Она также поделилась с предпринимателями кейсом участия в благотворительном проекте, для которого вообще не нужны финансовые пожертвования, но который принес фонду реальные деньги: «Весной мы провели книжный фестиваль «Фонарь», одной из центральных частей которого стала книжная барахолка. На нее мы собирали книги не позднее 2003 года издания в хорошем качестве. Мы к своим партнерам обратились за помощью в информационной поддержке — направить рассылку по сотрудникам, чтобы те принесли книги. Стоимость одной книги на барахолке составила от 50 до 500 руб. А в результате фонд собрал более 600 тыс. руб. на благотворительные проекты»,— рассказала Ольга Гошко.

Нина Корняева, предприниматель, владелец кулинарной студии «Вилка»

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

Подобной точки зрения придерживается Нина Корняева, предприниматель, владелец кулинарной студии «Вилка». По ее словам, несправедливо, когда благотворительные фонды предлагают трафик бизнесу, не стоит возлагать на фонды функцию маркетингового агентства. «Когда я пошла к благотворительным фондам узнать, чем я могу помочь, то некоторые стали мне предлагать пакет генерального спонсора с размещением баннера или присутствием в рассылке,— говорит госпожа Корняева. — Я считаю, что это ерунда. Благотворительность и совпадение с маркетинговыми целями по извлечению коммерческой выгоды — это две разные дороги. Максимальная интеграция с бизнесом происходит, когда идет совпадение ценностей». Она рассказала, что в ее кулинарной студии работает одна из инклюзивных мастерских «Да! Могу!» для молодых людей с ментальными нарушениями здоровья.

Елена Мухаметдинова, председатель совета Ассоциации родителей детей-инвалидов

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«Наши ребята с ментальными нарушениями — это ребята с умственной отсталостью, с аутизмом, с психическими расстройствами, — рассказала Елена Мухаметдинова, председатель совета Ассоциации родителей детей-инвалидов. — Для нас было очень важно, что Нина доверила нам свое уютное и красивое пространство, потому что оказанное нам доверие послужило поводом для других сказать «да»: это гончарная школа «Колокол», школа шитья «Фабрика» и другие. Теперь наши ребята занимаются здесь. Они очень хотят быть социально востребованными этим обществом, а такие проекты помогают нам показать, что люди с ментальными нарушениями тоже члены общества».

О совпадении ценностей говорит и Софья Кудрявцева, руководитель отдела развития компании «Квиктранс»:

Софья Кудрявцева, руководитель отдела развития компании “Квиктранс”

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«Так как наша компания очень любит хоккей, нам очень хочется, чтобы хоккей Удмуртии развивался. Мы заключили договор с директором спортивной школы "Гвоздика". Взяли под опеку хоккейную команду "Умка" и с 1 июня объявили акцию — 500 руб. с отправки каждого контейнера (компания "Квиктранс" занимается контейнерными перевозками.— "Ъ-Удмуртия") поступает на счет нашей команды. Благодаря этому ребята заявились на российские соревнования, что для детского хоккея очень важно».


Детский спорт поддерживают и в компании «УралБизнесЛизинг». «За 19 лет работы "УралБизнесЛизинг" финансировал соревнования спортсменов из Удмуртии, Татарстана, Москвы, Пермского края. Мы спонсируем спортивные фестивали для детей с ограниченными возможностями. Все это созвучно идеалам компании — наши сотрудники всегда выступали за активный образ жизни, — отметила Ольга Макарихина, исполнительный директор компании "УралБизнесЛизинг". — В компании также реализовано ДМС, компенсация занятий спортом. Мы регулярно проводим мероприятия для сплочения и приятного времяпрепровождения сотрудников. Уверены, что высокая продуктивность в работе невозможна без командного духа и полноценного отдыха. "УралБизнесЛизинг" для всех нас сравним с семьей. Именно поэтому мы активно реализуем программы и для семей сотрудников. Например, поддерживаем детей-спортсменов и финансируем их участие в федеральных соревнованиях. Частично компенсируем летний отдых ребят».

«Мы создаем сообщество единомышленников, чтобы совместными усилиями сделать как можно больше»

Исполнительный директор компании «УралБизнесЛизинг» Ольга Макарихина о корпоративной социальной ответственности и ESG-принципах

Читать далее

Корпорация «Центр» в республике также уделяет большое внимание развитию детского спорта. Компания организует республиканские, межрегиональные, российские турниры по шахматам. «Мы столкнулись с огромной проблемой — нехваткой тренеров, — рассказывает Вероника Суворова, главный редактор Centre digital & media и директор по развитию Федерации шахмат Удмуртии. — Тренерское сообщество стареет, профессионалы уезжают в другие регионы. Очень важно сейчас как раз создание образования в шахматах. Какой бы гениальный ни был ребенок, если у него нет не менее талантливого тренера, который постоянно развивается, результатов не будет». По ее словам, в планах компании объединиться с Сарапулом и Глазовом, чтобы запустить на территории республики, а потом и за ее пределами проект «Шахматный десант». В рамках проекта будут объединены и обучены представителями Федерации шахмат Удмуртии неравнодушные люди, которые на профессиональной основе станут заниматься со школьниками. Сейчас определяются параметры проекта и способы финансирования.

Эксперты уверены, что совместная реализация проектов в городах и регионах, когда объединяются компании, находящиеся на разной стадии корпоративной зрелости, позволит не только расширить имеющиеся практики, но и создавать новые программы. Среди целей устойчивого развития и корпоративной ответственности в повестке компаний все большее место занимает инклюзивность. Федеральный инклюзивный блог «Город возможностей» совместно с компанией СИБУР реализует Инклюзивный ресурсный центр. Это обучающий курс по блогингу, направленный на продвижение ценностей инклюзии и равных возможностей. Участники — люди с инвалидностью и без, увлеченные инклюзивным блогингом. Проект действует уже 1,5 года. «Именно постоянная работа фонда с бизнесом — это более результативно, более эффективно, чем работа даже с очень многими грантами и конкурсами в России. Это дополнительное плечо поддержки, когда сотрудники компании вовлекаются в твои проекты своими волонтерскими усилиями, консультациями, экспертностью, репутацией. А бизнесу работа с нами позволяет не просто один раз съездить в детский дом или даже один раз организовать крупное мероприятие, а дает возможность постоянно делать хорошее дело, транслировать это на своих сотрудников, партнеров»,— отметил Алексей Транцев, директор по развитию Инклюзивного ресурсного центра, Самара.

Вероника Суворова, главный редактор Centre digital & media

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

Свой инклюзивный детский пресс-центр есть и в Ижевске. Это социальный проект, направленный на получение специальных навыков для детей с ограниченными возможностями здоровья. Он основан благодаря совместной работе АНО «Источник», Centre digital & media, Союза всероссийских и ведущих организаций инвалидов «АбиАрт» и Ассоциации родителей детей-инвалидов Удмуртии, рассказала Вероника Суворова.


Здесь ребята осваивают азы журналистики: печатные и электронные СМИ, радиожурналистику и подкастинг, блогосферу, фото- и видеоконтент. Дети учатся брать интервью, создавать собственный контент: статьи, новости, видео, делать собственные подкасты с разной полезной информацией. Проект этот также является долгосрочным и проходит ежегодно. Отбор на новый этап программы будет запущен в ближайшее время.

Такое долгосрочное взаимодействие бизнеса и НКО создает новые подходы к решению сложных социальных и глобальных проблем, считают представители благотворительных фондов. «Один в поле не воин,— говорит Ирина Гутина, директор АНО «Центр поддержки гражданских инициатив «Дом НКО», член центрального штаба всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», Санкт-Петербург. — Когда мы объединяемся, мы можем повлиять на разные сферы жизни даже одного человека, не говоря уже и о целых семьях. Мы вывели для себя три принципа взаимодействия с бизнесом. Во-первых, выход за межсекторные границы. Во-вторых, сотрудничество должно быть взаимовыгодным. В-третьих, у компаний должны быть общие ценности. Только так можно достичь создания положительных социальных изменений».

Активно благотворительными проектами занимается Удмуртская государственная филармония. Наиболее известный проект — «Музыка летом». По словам участников круглого стола, в России нет региона, где бы на протяжении трех месяцев профессиональный коллектив филармонии работал бесплатно на городских площадках. Говоря о корпоративном волонтерстве, стоит отметить и еще один проект музыкального коллектива: «В 2018 году вместе с главным врачом онкологической больницы мы запустили проект "Живая вода",— рассказывает Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии.— Два раза в месяц мы выезжаем в онкологическую клинику с концертом для пациентов. Мы не знаем, как влияет музыка на тело, но мы точно знаем, что это необходимо здесь и сейчас пациентам, которые проходят там курс лечения».

Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

Таким образом, в ближайшем будущем компании не планируют отказываться от социальной повестки, а в полной мере она может проявиться только в коллаборации бизнеса, власти и НКО. Именно в этой связке получаются действительно стоящие и значимые проекты, уверены участники круглого стола и эксперты. Еще одним трендом станет усиление внимания к блоку S, хотя до этого в триаде ESG наблюдался сильный перекос в сторону E-факторов. Актуальным станет переход от PR-составляющей ESG-повестки к более содержательным проектам и усиление социальной составляющей, в частности, удержание и поиск работников, а также обеспечение социальной стабильности в городах присутствия компаний.

Евгения Перевощикова

Вся лента