Штучные предметы
Перспективы коллекционного дизайна в России
В прошлом году в Московском музее современного искусства с большим успехом прошла выставка «Среда обитания», за наполнение которой отвечала команда платформы Sample — онлайн-галереи, аукциона и соорганизатора ярмарки молодого искусства blazar. На выставке были показаны предметы так называемого коллекционного дизайна, созданные российскими художниками и дизайнерами. Проект посетили более 60 тыс. человек, он занял 11-е место в топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год по версии местной The Art Newspaper.
Многие из представленных предметов были проданы в первые дни. Подобное внимание широкой аудитории заставило Sample подумать о создании тематической ярмарки, цель которой — дальнейшая популяризация коллекционного дизайна, произведенного в России. Изначально мероприятие планировали провести в ноябре, но по техническим причинам перенесли на весну 2024-го. «Решение запустить ярмарку современного дизайна было обусловлено несколькими факторами. Российский коллекционный дизайн находится в стадии активного развития и привлекает все больше внимания как внутри страны, так и за ее пределами. Мы хотели создать площадку, где дизайнеры смогут представить свои работы широкой публике и потенциальным покупателям,— отметила куратор и сооснователь Sample Софья Симакова.— Сейчас нам важно проработать механику открытого конкурса, чтобы привлечь новых талантливых дизайнеров, чьи имена нам еще неизвестны, и предоставить им возможность показать свои работы на ярмарке. Мы также планируем организовывать мастер-классы и лекции, чтобы поделиться знаниями и опытом с молодыми дизайнерами, с любителями искусства и дизайна».
Приобретение предметов коллекционного дизайна чрезвычайно созвучно идее коллекционирования искусства. Если обращаться к терминологии, коллекционный дизайн — это предметы, существующие в единственном экземпляре или выпущенные лимитированной серией. «Сейчас в профессиональном сообществе много споров на тему того, как правильно называть это направление — галерейный, коллекционный, студийный дизайн или функциональное искусство. Нам нравится слово "студийный", так как оно правильнее всего объясняет происхождение: предметы выходят из студии дизайнера, минуя крупные фабрики и заводы»,— делятся партнеры архитектурного бюро «Мастерская Б» и создатели студии sashaxsasha Александра Гинева и Александр Добровский. Как авторы, они производят предметы дизайна и выставляют их в России и Европе, сотрудничают с английской галерей Movimento; как архитекторы — используют предметы других российских авторов в своих проектах.
Участников из России периодически можно увидеть и на главных международных ярмарках, посвященных коллекционному дизайну: Design Miami (Майами, Базель и Париж), Collectible (Брюссель), PAD (Париж, Лондон). Возможность попадания на важнейшие смотры дает прежде всего работа с зарекомендовавшими себя в данной области зарубежными галереями. Основатель студии V-Bureau Валерия Гордюшева, активно работающая с коллекционным дизайном, вспоминает, что российские дизайнеры были представлены в этом году на Collectible, Гарри Нуриев сделал коллекцию для одной из самых известных и влиятельных в этом направлении Carpenters Workshop Gallery; Ольга Энгель и Денис Милованов давно сотрудничают с галереей Armel Soyer. «Основная проблема состоит в том, что цена на работы и карьера в этой сфере сильно зависят от участия в выставках и профессиональных ярмарках, наличия работ в престижных коллекциях,— отмечает Валерия Гордюшева.— Если этого не происходит, то дизайнер ограничен внутренним рынком и сильно от него зависит». Софья Симакова считает, что наиболее заметные имена в российском коллекционном дизайне — Дмитрий Самыгин и Максим Щербаков (студия Supaform): их работы отличаются оригинальностью и инновационным подходом к дизайну. Кроме этого, она выделяет Алину Квирквелию из архитектурного бюро Saga, бренд sashaxsasha, Катю Пятицкую и Эдика Еремчука, а также Елену Локастову. «Они создают предметы, которые сочетают в себе функциональность, эстетику и уникальность. Это поколение авторов, выращенное в академической среде, привносит свою интересную интонацию в мир дизайна и искусства»,— добавляет Софья Симакова.
Случится ли подъем на рынке коллекционного дизайна в России на фоне того, что финансовые ресурсы теперь фактически заперты в стране, говорить пока рано. «Тенденция точно прослеживается, появляются секции дизайна на арт-ярмарках, открываются новые галереи, выходит литература уже от российских экспертов»,— с оптимизмом смотрят в будущее Гинева и Добровский.
Но все эксперты в этой области отмечают одни и те же проблемы. Российскому коллекционному, или студийному, дизайну прежде всего не хватает производственных мощностей, которые на высоком уровне смогли бы реализовать идею автора. «Проблема состоит еще и в том, что сейчас мало образовательных специализированных программ в этой области, соответственно, мало подготовленных авторов, отсюда пока маленькая конкуренция, которая всегда нужна для развития,— дополняют партнеры архитектурного бюро "Мастерская Б".— Также невысокий пока спрос у коллекционеров и покупателей, связанный опять же с отсутствием специализированных образовательных программ. В перспективе мы видим, что в России это направление может стать очень успешным». Подход разделяет и Софья Симакова: «Возможности для производства могут быть улучшены путем развития сотрудничества с местными производителями и мастерскими, путем привлечения инвестиций в эту сферу. Важно также развивать культуру коллекционирования в России. Это может быть достигнуто через организацию выставок, аукционов и ярмарок, над чем мы сейчас активно работаем».