Торговые центры выпускают пар

Насколько выгодно открывать термальные комплексы в ТЦ

Пустующие помещения в торговых центрах стали занимать термальные комплексы. За последний год площадь таких объектов с бассейном, сауной и массажной зоной увеличилась почти на 20% и сейчас составляет 295 тыс. кв. м, подсчитали аналитики NF Group. По их оценкам, в стране работают более 40 комплексов, а за три года этот рынок может вырасти вдвое. Причем 90% терм планируют открыть не за городом, а в торговых центрах и отдельных зданиях. Как объяснили собеседники “Ъ FM”, все дело в трафике: за день один такой объект посещают до 4 тыс. человек в зависимости от сезона. Подробности — у Григория Колганова.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

В июне вакантность торговых площадей, как писал “Ъ”, оказалась рекордной за последние 14 лет. Консультанты отмечали: рынок буквально достиг дна, и теперь пустующие помещения будут активно занимать российские, турецкие и белорусские бренды одежды. Но через четыре месяца выяснилось, что есть арендаторы поинтереснее: посетитель ТЦ, набив тележку продуктами, совсем не против заглянуть в баню, сауну или бассейн с душем Шарко.

А там, где есть спрос, растет и предложение. Тем более такой бизнес не требует больших вложений и приносит высокую прибыль, отмечает партнер консалтинговой компании NF Group Ольга Широкова: «Термальные комплексы традиционно сравнивались с аквапарками, и в этом плане это проекты с существенно меньшей капиталоемкостью, более быстрыми сроками окупаемости. Поэтому если и там, и там основа — вода, некие развлечения, отдых в составе города, то сегмент термальных комплексов выглядит более привлекательным».

По оценкам экспертов, в среднем обустройство термального комплекса обойдется в 100 тыс. руб. за кв. м. А рентабельность таких проектов может достигать 50%. Как пелось в советское время, «все дело в цене на билет» — стоимость похода в термы, расположенные в столичном торговом центре, даже в выходной день не превышает 5 тыс. руб. Дополнительные услуги вроде «Цитрусового всплеска» или «Медового рая» обойдутся в 3 тыс. руб. Но на них посетители предпочитают экономить, рассказали “Ъ FM” в одном из московских термальных комплексов:

«Спросом пользуются бесплатные услуги. Это тоже must have. Каждый час у нас проводятся коллективные парения — как платные, так и бесплатные. Люди на них ходят, особенно, конечно, на бесплатные. Также есть персональные парения — их берут чуть реже. Это если люди хотят, чтобы их попарили в течение получаса различными вениками и травами».

Как полагают эксперты, скорее всего, тренд на термы в торговых центрах окажется долгоиграющим — это объясняется общемировым интересом к здоровому образу жизни. Впрочем, арендодатели не спешат потирать руки: им выгоднее свободную площадь разделить на несколько небольших помещений и сдавать по отдельности. Да и в целом для торговых центров работа с термами — дорогое удовольствие, говорит глава ритейл-департамента СОRE.XP Марина Малахатько:

«Для терм нужно построить чашу бассейна, выделить огромные мощности, сделать другую инженерку, вентиляцию, найти 30-метровый двор на улице, оградить его, облагородить, сделать контактный переход между уличной и неуличной зонами. То есть это перепроектирование, которое может вылиться в три-четыре месяца только проекта, потом еще согласования, реконструкции. И основной вопрос: зачем же все это? Ответ: только ради трафика.

Инвестиции в такие истории сложно окупаются, если арендодатель не заходит как партнер в бизнес-модель тех или иных терм».

По оценкам экспертов, летом 2022-го трафик в таких комплексах вырос на 50%, осенью того же года — еще на 35%. Объяснение простое: термы — тоже курорт, хоть и в черте города. В ситуации, когда недельный тур в Таиланд стоит минимум 150 тыс. руб., а в Дубай — в районе 200 тыс. руб., сауна в торговом центре, вероятно, тоже способна оставить яркие впечатления от отдыха.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Мария Широкова, Светлана Белова

Вся лента