Бюджет уступит технологиям
Минэкономики предлагает перенаправить долги регионов на инновационные технопарки
Минэкономики предлагает вновь расширить возможность использования регионами средств, полученных от пролонгации бюджетных кредитов — до 2024 года потенциальная емкость такого механизма составляет 671,4 млрд руб. при направлении этих средств на инфраструктуру для новых инвестпроектов. Как выяснил “Ъ”, пока правительство одобрило пролонгацию региональных долгов ради новых проектов на 256,7 млрд руб. В Минэкономики предлагают разрешить тратить средства от сдвига региональных долгов в будущее, еще и на создание технопарков в сфере высоких технологий. По мнению экспертов, изменения могут стимулировать инновационное развитие РФ — но механизм может остаться невостребованным из-за меньшей привлекательности по сравнению с другими мерами поддержки регионов.
Минэкономики подготовило проект поправок в постановление правительства №1704 от 19 октября 2020 года, позволяющее субъектам РФ тратить средства, освободившиеся из-за реструктуризации их долга перед федеральным бюджетом, на инфраструктуру для запуска новых инвестпроектов в приоритетных отраслях (АПК, туризм, обработка и добыча полезных ископаемых, кроме нефти и газа, жилищное и дорожное строительство). Отбором занимаются Минэкономики, Минфин и отраслевые министерства.
Как сообщили “Ъ” в Минэкономики, всего с 2021 по 2024 год регионы могли бы перенаправить на инфраструктуру 671,4 млрд руб. экономии от пролонгации кредитов. При этом на ноябрь 2023 года правительство одобрило пролонгацию 256,7млрд руб.
Чтобы расширить возможности регионов по использованию этого механизма, Минэкономики предлагает смягчить условия, разрешив субъектам РФ оплачивать инфраструктуру для новых проектов не только полностью, как сейчас, но и частично.
«Сейчас вообще нельзя финансировать объект, который начали строить до 2021 года, поправки позволят частично финансировать мероприятия, которые реализованы после 2021 года, даже если сама стройка началась раньше»,— объяснили “Ъ” в ведомстве. Легче станет и отбор инвестпроектов, реализуемых резидентами ОЭЗ: вместо резюме проекта и специального соглашения резиденту ОЭЗ достаточно предоставить резидентское соглашение. По мнению замглавы Минэкономики Оренбургской области Никиты Хилимончика, изменения упростят вход в программу для новых компаний. Пока за два года в области в создание инфраструктуры в ОЭЗ вложено около 700 млн руб.
Также регионам предложено дать право перенаправлять высвободившиеся при реструктуризации их долгов средства на строительство технопарков в сфере высоких технологий. Отличие их от других площадок (индустриальных парков, промышленных технопарков) в том, что они создаются преимущественно для размещения резидентов, не занимающихся промпроизводством, поясняют в Минпромторге — например, они могут разрабатывать ПО, заниматься исследованиями и разработками или высокотехнологичными услугами промпредприятиям. «В случае поддержки данного предложения регионы получат дополнительные возможности по развитию инфраструктуры для высокотехнологичного бизнеса»,— полагают в ведомстве.
Инициатива соответствует идеям правительства о переориентации бюджетной поддержки на новые приоритеты госполитики — инновационное развитие экономики и импортозамещение.
Правительство не в первый раз расширяет инвестиционные возможности регионов за счет приоритета таких расходов перед выплатами федеральному центру — ранее так разрешили финансировать проекты, не преодолевшие инвестиционную фазу (см. “Ъ” от 7 августа). Однако не слишком активное использование субъектами РФ этого механизма, вероятно, объясняется тем, что с начала военной операции РФ на Украине долги регионов неуклонно растут. Если на начало 2022 года бюджетные кредиты составляли 1,4 трлн руб. (55% регионального долга), то в январе 2023-го — почти 2 трлн руб. (свыше 70%), к октябрю сумма достигла 2,4 трлн руб. (78%).
Впрочем, на активность регионов новшества до сих пор заметно не повлияло. Среди причин глава научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС Дмитрий Землянский называет дефицит готовых проектов с понятными налоговыми эффектами и их ориентацию на другие инструменты (инфраструктурные бюджетные кредиты, займы фонда развития территорий и т. д.), которые дают регионам существенные суммы допсредств (например, ИБК), тогда как списание долгов только предполагается. «Суммы списания небольшие. В октябре было первое списание для 12 регионов на 8,2 млрд руб. Это несопоставимо малые суммы по сравнению с другими формами поддержки, кардинально они не способны изменить ситуацию»,— отмечает эксперт.
Инфраструктурные альтернативы
Для развития инфраструктуры и жилищного строительства в регионах правительство разработало комплекс мер экономической поддержки субъектов РФ, упакованных в федеральный проект «Инфраструктурное меню». В меню входят такие механизмы, как инфраструктурные бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации, реструктуризация бюджетных кредитов, меры поддержки проектов со стороны ВЭБ.РФ — они де-факто создают конкуренцию механизму списания. «Все эти механизмы в высокой степени востребованы регионами — благодаря им успешно развиваются инфраструктура для бизнеса, жилищная и коммунальная инфраструктура, реализуются комплексные программы обновления общественного транспорта в городах»,— отмечает заместитель гендиректора Центра стратегических разработок Марат Фаттахов.
По мнению эксперта, увеличение лимита инфраструктурных бюджетных кредитов в 2023 году иллюстрирует значительный спрос регионов: если в 2022 году на 930 проектов был распределен 1 трлн руб., то в текущем году плановый объем был увеличен до 1,3 трлн руб. Профильный вице-премьер Марат Хуснуллин в июле указывал, что на специальные казначейские кредиты для реализации инфраструктурных проектов в 2023 году выделено 190 млрд руб., на кредиты на опережающее развитие — 180 млрд руб., на инфраструктурные облигации с ДОМ.РФ — 150 млрд руб.