Йенс Столтенберг воззвал о помощи
Главы МИДов стран НАТО собрались в Брюсселе и глубоко задумались над происходящим
Повестка встречи глав МИДов стран НАТО в Брюсселе, начавшейся 28 ноября, состояла сплошь из острых и проблемных вопросов — от конфликта на Ближнем Востоке до Швеции, вот уже полтора года пытающейся вступить в альянс. Приоритетной же темой, как и последние полтора года, оказалась Украина. Ее западные дипломаты традиционно пообещали поддерживать. Но как и в каком объеме — вопрос с некоторых пор, как выяснилось, дискуссионный. Правда, генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг уверен, что двух мнений тут быть не может: мирное урегулирование, о котором в последнее время вновь стали вспоминать, можно приблизить, только продолжая оказывать военную поддержку Украине.
Последний год во главе НАТО у Йенса Столтенберга, за пост которого в альянсе уже разворачивается борьба (см. “Ъ” от 24 ноября), явно простым не будет. Об этом, в частности, говорил набор проблемных вопросов на повестке встречи глав МИДов стран блока 28–29 ноября. Среди тем, например, значились конфликт на Ближнем Востоке, где противостояние Израиля и радикального палестинского движения «Хамас» вызывает смешанные чувства у западных политиков (см. “Ъ” от 18 октября), рост влияния Китая, к которому у союзников также разное отношение, перспективы взаимодействия с Западными Балканами, где порой возникают внезапные проблемы (см. “Ъ” от 20 ноября), и, наконец, Швеция.
Шведский вопрос вообще оказался травматичным для Йенса Столтенберга. Королевство уже полтора года пытается вступить в НАТО и всякий раз наталкивается на претензии со стороны Турции и Венгрии. Последняя, впрочем, по общему мнению, перестанет чинить препятствия после отмашки из Анкары. Господин Столтенберг надеялся, что Стокгольм присоединится к блоку уже на июльском саммите в Вильнюсе. Но турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган тогда лишь пообещал снять свои возражения в обозримом будущем. Наконец, в октябре господин Эрдоган подписал протокол о вступлении Швеции в альянс, но документ пока так и не был ратифицирован парламентом Турции.
«Я надеялся на полное вступление Швеции в НАТО к этой встрече»,— признался во вторник Йенс Столтенберг.
По его мнению, это было бы «хорошо для всех», а потому завершить процесс необходимо «как можно скорее». «Хорошо, что президент Эрдоган представил документы на ратификацию в парламент Турции»,— нашел положительный момент генсек НАТО.
Между тем основной фокус внимания НАТО по-прежнему сосредоточен на Украине. И хотя союзники Киева не устают повторять, что готовы поддерживать партнера «столько, сколько потребуется», определенности с перспективами дальнейшей помощи к концу 2023 года поубавилось. Так, Конгресс США несколько месяцев не может одобрить пакет дополнительного финансирования Киева на сумму $61 млрд (см. “Ъ” от 28 ноября). В ЕС же внезапно вызвала возражения идея главы европейской дипломатии Жозепа Борреля о выделении Брюсселем $21,9 млрд в течение четырех лет на военную помощь Киеву (см. “Ъ” от 15 ноября).
На фоне этих событий, а также, как отметило агентство Reuters, «мрачных настроений на Украине» из-за результатов контрнаступления Йенсу Столтенбергу пришлось за одним столом с союзниками обсуждать дальнейшие планы на украинском направлении. Не добавляли стабильности и рассуждения на Западе, преимущественно в экспертной среде, о перспективе мирных переговоров из-за «тупика» на фронте.
Несмотря на это, 28 ноября Йенс Столтенберг был непоколебим и не стал упоминать об альтернативных сценариях. По его мнению, задача НАТО никак не изменилась, а потому все союзники «просто должны придерживаться выбранного курса».
«Наше обязательство — обеспечить Украину оружием»,— напомнил коллегам генсек альянса.
Он заверил, что залог выхода на мирные переговоры, о которых снова пошли дискуссии, в том числе в Европе,— дальнейшие поставки вооружений Украине. «Нужно продолжать ее поддерживать. Чем сильнее Украина на поле боя, тем сильнее она будет за переговорным столом. Если мы хотим мирного решения, гарантирующего сохранение Украиной своей независимости, то лучший способ этого достичь — продолжать оказывать ей военную поддержку»,— сказал господин Столтенберг, добавив, что этим союзники и планируют заниматься.
В качестве примера того, что нынешняя картина не столь уж мрачная, как ее рисуют, он привел решения Германии и Нидерландов, объявивших о новых пакетах помощи ВСУ на несколько миллиардов евро.
«Это будет трагедией для украинцев, если президент Путин победит, но это также будет опасно для нас. Тогда все авторитарные лидеры — не только в Москве, но и в Пекине — увидят, что, когда они нарушают международное право, когда они вторгаются в другую страну, когда они применяют силу, они получают то, что хотят»,— пояснил генсек НАТО. А на пресс-конференции, подводящей итоги первого дня заседаний, он радостно сообщил, что союзники согласились не сбавлять обороты и продолжать поставки вооружений Киеву.
На его счастье, журналистов украинский вопрос в этот день почему-то интересовал меньше, чем ситуация на Ближнем Востоке, закрытие Финляндией границы с Россией, угрозы со стороны Китая и даже предстоящая поездка главы МИД РФ Сергея Лаврова на заседание ОБСЕ в Северную Македонию, являющуюся, между прочим, членом НАТО. А потому подкреплять свое утверждение чем-то большим, чем декларативные заявления, генсеку альянса не пришлось. Так или иначе, обсуждение помощи Киеву продолжится 29 ноября в рамках заседания Совета Украина—НАТО, созданного в июле. А потому возможность высказаться по этой теме у Йенса Столтенберга еще появится.
Первый день заседаний в Брюсселе вызвал в Москве ожидаемую реакцию. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «НАТО — это альянс, который был создан как инструмент конфронтации». По его мнению, основная цель блока — «сдерживание» России, а потому «что бы там ни изобреталось, основное предназначение альянса заключается именно в этом». Ради таких планов, считает господин Песков, альянс и не отказывается от «заклания украинского народа как ритуальной жертвы в борьбе с Россией».