«Дипломат, мясник, гений, монстр»

Мировые СМИ о смерти Генри Киссинджера

Смерть Генри Киссинджера стала едва ли не главной новостью сегодняшнего дня. Реакция была неоднозначной, но, безусловно, весьма энергичной. В Пекине его вспоминали как «друга китайского народа». В Латинской Америке удивлялись, почему он стал лауреатом Нобелевской премии мира. В редакции Rolling Stone и вовсе выпустили некролог под рубрикой «Good Riddance», что в данном случае, учитывая тон материала, лучше всего перевести как «Сдох, и слава Богу!».

Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер в 2001 году

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

The Times (Лондон, Великобритания)

Блестящий и неутомимый переговорщик, мастер того, что он сам называл «конструктивной двусмысленностью», он стал суперзвездой дипломатии, напрямую общаясь с президентами и премьер-министрами — Леонидом Брежневым (который однажды взял его на охоту на медведя), Чжоу Эньлаем, Голдой Меир, Анваром Садатом. Он был мировой знаменитостью, заводил романы с голливудскими звездами, получил Нобелевскую премию мира в 1973 году и доводил до бешенства президента Никсона, перетягивая на себя внимание (мира.— «Ъ») и нарушая его приказы.

Когда его попросили назвать его самые значительные успех и неудачу, он со своим обычным остроумием ответил: «Я не очень понял вторую часть вопроса». Но Киссинджер имел и дурную славу. Он подтолкнул генерала Аугусто Пиночета свергнуть демократически избранное левое правительство Сальвадора Альенде в Чили: «Не понимаю, почему мы должны позволить стране стать марксистской только из-за того, что люди там безответственные»,— заявил Киссинджер. Он бросил на произвол судьбы курдов в саддамовском Ираке и смотрел сквозь пальцы на акты жестоких репрессий союзников, таких как Пакистан, Индонезия и Иран. Многие критики Киссинджера называют его военным преступником.


Rolling Stone (Нью-Йорк, США)

Оценивая только по количеству подтвержденных убийств, худшим массовым убийцей, когда бы то ни было казненным Соединенными Штатами, был… Тимоти Маквей. 19 апреля 1995 года Маквей взорвал мощную бомбу… убив 169 человек, в том числе 19 детей. По оценкам историка из Йельского университета Грега Грандина, автора биографии «Тень Киссинджера», действия Киссинджера… за восемь коротких лет, когда (он.— «Ъ») определял внешнюю политику Ричарда Никсона и Джеральда Форда… привели к гибели от трех до четырех миллионов человек… Всегда полезно слышать благоговейный тон, с которым американские элиты говорят о своих монстрах.

Когда киссинджеры этого мира уходят, их гуманность, их целеустремленность, их жертвы оказываются на первом плане в умах респектабельных людей…

Киссинджер прожил полвека в мире, который создал. Он был спесью этого мира. Он мог предсказать, что иракская война станет катастрофой, но он поддержал ее, несмотря ни на что… Расчет Киссинджера, если описать его в самых славных терминах, заключается в том, что принятие предстоящей катастрофы — цена, которую нужно заплатить за то, чтобы иметь на нее какое-то влияние и, значит, смягчить ее. Его принятие неизбежности политических решений, которые он сам считал дурными, были отголоском его объединения с Никсоном. Что значили жизни вьетнамцев, камбоджийцев, иракцев в сравнении с тем, чтобы предоставить Киссинджеру возможность поучаствовать в формировании истории?


El Confidencial (Мадрид, Испания)

27 мая… он отметил столетний юбилей, разочаровав не только журналистов, которые более десяти лет переписывали тексты его (заранее написанных.— «Ъ») некрологов, но и того вовсе не ничтожно малого процента землян, которые и через 50 лет после его ухода из Белого дома продолжали желать ему смерти. Сегодня тем, кто мечтал ее увидеть, повезло… Киссинджер — статист, дипломат, безжалостный человек, ученый, мясник, мастер переговоров, реалист, военный преступник, гений, монстр.

Как американский бюрократ, который ни разу не выставлял свою кандидатуру на выборах, смог разжечь такой интерес, такое восхищение, такую ненависть? Ответ в том периоде истории, в котором он действовал,— разгар холодной войны и наиболее активный период американской внешней политики — и в его способности преподносить себя независимо от той роли, которую он на самом деле играл… В Белом доме он провел восемь лет. А после этого мы потратили почти в шесть раз больше времени на обсуждение его наследия.


«Жэньминь жибао» (Пекин, Китай)

Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер умер в своем доме в Коннектикуте 29 ноября в возрасте 100 лет. Киссинджер внес исторический вклад в продвижение развития американо-китайских отношений и укрепления дружбы между народами США и Китая… Будучи давним другом китайского народа и сторонником открытия дверей для американо-китайских отношений, Киссинджер за свою жизнь побывал в Китае более 100 раз. В июле нынешнего года он ступил на землю Китая в последний раз. Более чем за 50 лет, прошедших с момента «потепления» в отношениях между США и Китаем, он убеждал сменявшие друг друга американские правительства придерживаться инициативной политики в отношении Китая и посвятил себя развитию американо-китайских отношений, которые стали одной из самых славных страниц в дипломатической карьере Киссинджера…


The Washington Post (Вашингтон (округ Колумбия), США)

Хотя его величайшие триумфы происходили полвека назад, его наследие сложное, неоднозначное и содержит уроки, которые должны помочь американцам, сталкивающимся сейчас со сложными внешнеполитическими вызовами... Как триумфы, так и ошибки господина Киссинджера проистекали из его приверженности школе реальной политики во внешних делах. Подобно австрийскому государственному деятелю Клеменсу фон Меттерниху, который создал постнаполеоновский порядок в Европе и личность которого была темой его докторской диссертации в Гарварде, господин Киссинджер считал, что мира лучше всего достигать путем уравновешивания интересов великих государств…

В неустанном отстаивании господином Киссинджером того, что он считал интересами США, его обвиняли и в умиротворении диктаторов, и в подстрекательстве к военным преступлениям. Господин Киссинджер сделал возможным и поддержал некоторые из худших преступлений Никсона, включая секретную бомбардировку Камбоджи. Он также поддержал усилия США по свержению избранного президента-социалиста Чили и кровавое нападение Пакистана на Бангладеш…

Мы отмечаем его ошибки не для того, чтобы преуменьшить значимость господина Киссинджера, а для того, чтобы подтвердить ее.

Его дипломатия подготовила почву для некоторых из самых масштабных событий конца XX века: распада Советского Союза; превращения Китая в мировую державу, чему способствовало самое значительное сокращение бедности в истории человечества; глубокого вовлечения Соединенных Штатов в ситуацию на Ближнем Востоке. Действительно, золотая пора господина Киссинджера была временем, когда госсекретарь мог заключать грандиозные сделки, которые сегодня кажутся труднодостижимыми для лидеров США. То время кажется далеким. В последние годы своей жизни господина Киссинджер комментировал международные события, но провел много времени, размышляя о перспективах — и опасностях — искусственного интеллекта.


El Diario 16+ (Санто-Доминго, Доминиканская Республика)

Невозможно понять, каким образом этот человек, который мало что сделал для мира во всем мире, получил Нобелевскую премию мира. Некоторые — либералы и неолибералы — вспоминают его как блестящего идеолога и ученого, харизматичного человека и гения дипломатии, глубоко верившего в «реальную политику» и важность баланса сил. Но реальность, с другой стороны, показывает его военным преступником, который без зазрения совести обходился с большими и малыми странами как с пешками сначала в борьбе против коммунизма, потом против прогресса равенства, игнорируя права человека…

Он стремился поддерживать гегемонию Америки и неолиберализм в мире: Чили, Аргентине, Уругвае — или диктатуру в Бразилии. Сегодня мы вспоминаем опасную суть его политики на Западном берегу и по всей Палестине.


China News Service (Пекин, Китай)

У Киссинджера была легендарная жизнь. Он служил госсекретарем США в 1970-е и оказал большое влияние на американскую внешнюю политику. Бывший президент США Форд назвал его «величайшим госсекретарем в американской истории». В течение своей политической карьеры он также внес выдающийся вклад в китайско-американские отношения.

Сегодня этот «старый друг китайского народа», с его острой проницательностью и глубоким пониманием международных отношений, завершил свою легендарную жизнь...

Среди обычных китайцев Киссинджер один из самых узнаваемых американских политиков. Этот «эксперт по Китаю», который более 40 лет работал и взаимодействовал с Китаем, известен как «старый друг китайского народа»… Киссинджер занимает важное место в истории американской дипломатии и имеет незыблемый статус. Он также является историческим свидетелем развития китайско-американских отношений… Теперь дипломатическое сообщество потеряло еще одну легендарную фигуру. С его уходом постепенно отдаляется эта эпоха.


Die Tageszeitung (Берлин, Германия)

Генри Киссинджер был не только искусным стратегом американской внешней политики. Ради интересов своей страны он неоднократно шел по трупам… В конечном итоге Киссинджер был лишь слабым отголоском эпохи холодной войны, когда мир был четко разделен. Его рокочущий бас напоминал об эре, когда международная политика мелькала на черно-белых телевизионных экранах…

Прошло время, и перед нами более четко и многогранно предстал другой, менее почтенный образ Киссинджера. Стали доступны многие документы, которые он хотел бы навсегда оставить под замком. И сегодня мы хорошо знаем о той роли, которую Киссинджер сыграл, занимая правительственные посты между 1969 и 1976 годами, в операции «Кондор», путче в Чили или заключительном этапе войны во Вьетнаме…

Как никто другой в истории США после Второй мировой войны, он был воплощением неразборчивой в средствах силы — силы, которая была уверена, что никто не может ее контролировать. Его основным принципом было только служить интересам США и предотвращать распространение коммунизма.


Neue Zurcher Zeitung (Цюрих, Швейцария)

Генри Киссинджер был одной из важнейших фигур среди практических деятелей американской внешней политики. Ни один другой министр иностранных дел в Вашингтоне не находился под столь глубоким влиянием европейской истории, как этот беженец из Средней Франконии, который теперь умер в возрасте ста лет…

В конце 1950-х Генри Киссинджер, будучи студентом Гарварда, писал диссертацию… которая позже будет издана книгой под заголовком «Баланс сил среди великих держав: Меттерних, Каслри и новое устройство Европы в 1812–1822 годах». Идея баланса сил и силовой политики принадлежала к основным элементам концепции стабильного мироустройства по Киссинджеру.

Но как скептик и знаток истории он также знал, что никакое политическое сооружение не будет устойчивым бесконечно и никто не застрахован от провала... Точно так же «структура мира» самого Киссинджера, к которой он часто обращался, будучи госсекретарем США, в десятилетия после его ухода из активной деятельности на государственных постах превратилась в туманное, не внушающее большого доверия понятие. Однако при всех противоречиях Генри Киссинджер остается в памяти у многих как блистательная и завораживающая личность.

Подготовили Алена Миклашевская, Яна Рождественская, Николай Зубов

Фотогалерея

Генри Киссинджер и разные поколения отечественных политиков

Смотреть

Вся лента