На пути в Тынду нашлось место для теракта
СКР расследует ЧП в тоннеле на БАМе
Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СКР возбудило уголовное дело по статье о теракте по факту взрыва с последующим возгоранием грузового поезда внутри Северомуйского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали (БАМ). По официальной информации, один из вагонов поезда, перевозящего в основном дизельное и авиационное топливо из Тайшета в Тынду, «загорелся и задымился». Движение внутри самого длинного в России железнодорожного тоннеля в настоящее время приостановлено, поезда пускаются в обход. В иностранных СМИ инцидент называют «операцией СБУ». Тем временем депутат Госдумы РФ Андрей Гурулев призвал вернуться к советской практике «колоссальной системы безопасности» на железной дороге.
Следователями второго отдела по расследованию особо важных дел Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СКР возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 205 УК РФ (террористический акт) по факту взрыва и возгорания грузового поезда, произошедшего 29 ноября в Северомуйском тоннеле. инцидент произошел на 1365-м километре перегона Итыкит-Окусикан Восточно-Сибирской железной дороги. Как сообщил источник «Ъ», знакомый с ходом расследования, дело возбуждено «в отношении неустановленных лиц».
Северомуйский тоннель расположен на БАМе на севере Бурятии. Движение по тоннелю открыто с 2003 года. При протяженности 15,3 км является самым длинным железнодорожным тоннелем в России. Его строительство позволяет пересекать Северо-Муйский хребет тяжелым грузовым поездам без необходимости их расцепки и перемещения частями по обходному пути, как это практиковалось до открытия тоннеля. Объект электрофицирован, оборудован видеокамерами на въезде-выезде и охраняется. Тоннель оснащен системами радиационного и сейсмического контроля и связи, а также установлены специальные ворота, открываемые только для прохождения поезда.
«Возгорание цистерны с топливом в составе грузового поезда явилось следствием подрыва неустановленного взрывного устройства, которое предположительно было заложено под вагонами»,— сообщает источник «Ъ».
Известно, что грузовой поезд №2412, следовавший от станции Тайшет в Иркутской области до станции Тында Амурской области, состоял из 50 вагонов, в том числе 41 цистерны с дизельным топливом, 3 цистерн с авиационным керосином и 6 полувагонов с металлоконструкциями. После инцидента удалось отбуксировать из тоннеля 14 вагонов с дизельным и авиационным топливом. 36 вагонов остались внутри тоннеля из-за деформации рельс и розлива топлива.
Ранее сообщалось, что ВМСУ на транспорте проводит доследственную проверку по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта). АО РЖД официально заявляло о «задымлении одной из цистерн с топливом» во время движения поезда по тоннелю. В компании отмечали, что после инцидента часть состава «была выведена наружу тоннеля», а движение по БАМу организовано по обходному участку.
Источник «Ъ» добавляет, что первоначально в качестве одной из версий происшедшего рассматривалось «короткое замыкание в тоннеле». На месте инцидента поначалу наблюдалось сильное задымление, высокая температура, а визуальный осмотр некоторых цистерн выявил пробоины или следы разрыва в районе сливного клапана. В дальнейшем после осмотра места происшествия специалистами-взрывотехниками из Улан-Удэ и Иркутска версия случившегося изменилась. В настоящее время планируется вывести наружу остающиеся в тоннеле вагоны, чтобы тщательнее их осмотреть при естественном освещении.
Официально в следственных органах, АО РЖД и местных органах власти возбуждение дела не комментируют. Ранее ряд зарубежных СМИ, в частности CNN, со ссылкой на свои источники назвали пожар в Северомуйском тоннеле «операцией Службы безопасности Украины». Объяснялось это тем, что данный маршрут — «единственное крупное железнодорожное сообщение между Россией и Китаем».
Тем временем депутат Госдумы РФ от Забайкальского края Андрей Гурулев, комментируя инцидент в своем Telegram-канале, призвал вернуться «к опыту Министерства путей сообщения СССР с его колоссальной системой безопасности».