Парад вне очереди
Новым председателем СТД выбран Владимир Машков
В Москве прошел внеочередной съезд Союза театральных деятелей (СТД) РФ. Новым председателем союза был избран народный артист России, художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков. Комментирует Эсфирь Штейнбок.
Владимир Машков на посту председателя театрального союза сменил тоже народного артиста и худрука другого московского театра (Et Cetera) Александра Калягина. Калягин руководил театральным сообществом больше четверти века — с 1996 года, когда-то, в свою очередь, приняв эстафету от народного артиста и тогдашнего руководителя Театра имени Вахтангова Михаила Ульянова. Именно поэтому многие из кандидатур, обсуждавшихся в кулуарах театрального сообщества, вроде нынешнего директора Театра Вахтангова Кирилла Крока, не вызывали доверия: во главе театрального союза по традиции должен стоять актер, причем знаменитый, такой, которого и народ в телевизоре много раз видел и от которого начальство млеет и не может отказать ему в просьбах.
Тем более что одна из задач союза — социальная, благотворительная, а значит, просьб к власти много.
Еще одна задача председателя — осуществлять коммуникацию между властью (ведь СТД только по названию является общественной организацией, существует он в основном на госдотацию, то есть в некотором смысле является больше министерством театра, чем профсоюзом) и театральным сообществом, которое не всё и не всегда находится, мягко говоря, в восторге от действий власти. В принципе Александр Калягин большую часть своего долгого мандата с этой деликатной ролью справлялся удовлетворительно. Его и в самых высоких кабинетах жаловали, и с театральными деятелями он, блестящий актер, умел как-то поговорить по душам, а если надо — успокоить. В общем, ему, подобно герою мультфильма, говорившему калягинским голосом, удавалось убедить всех «жить дружно».
Камнем преткновения во многом оказалась «Золотая маска», в дела которой Калягин особенно не вмешивался. Но когда на нее начались гонения со стороны начальства, именно театральный союз под его руководством был где-то там наверху выбран в качестве основного инструмента давления.
В последние полтора года ситуация обострилась. Противоречить власти Александр Калягин не мог да и, вероятно, не хотел, но напряжение в рядах союза росло: председателю приходилось собирать секретариат, отвечать на воззвания и обвинения, изворачиваться, часто противореча фактам.
В конечном счете он растерял свой авторитет в глазах и руководства, и театрального сообщества. В иных, мирных условиях ему, наверное, разрешили бы досидеть весь срок — и за это время подыскать новую кандидатуру.
Но пришлось действовать радикально. Несколько недель назад Калягин объявил, что созывает внеочередной съезд СТД. На возражения, что в бюджете организации нет средств на его проведение, пояснил, что администрация президента поможет, и тем самым «объяснил», почему нужно собирать форум и почему возражения неуместны. Тогда же 81-летний Калягин дал понять, что намерен уйти на покой: мол, пора «дать дорогу молодым». Съезд смогли подготовить буквально в пожарном порядке. «Мы сделали немыслимое: за один месяц проделали работу, которую обычно проводим в течение года»,— сказал в своей речи на съезде Александр Калягин.
Говорили накануне разное. Например, что единоначалия больше не будет, а сопредседателями союза начальство хочет видеть Владимира Машкова и почему-то Валерия Гергиева — но до поры до времени версия выглядела слишком экзотической. Во время самого экстренного заседания не обошлось без интриги. Александр Калягин предложил в качестве преемника народного артиста России Александра Лазарева из «Ленкома». Но тот взял самоотвод, мотивируя его тем, что вскоре должен получить назначение руководителем одного из московских театров (как будто до сих пор это кому-то мешало возглавлять СТД). Означало ли это, что Калягина лишили даже привилегии самому подыскать себе преемника, не совсем понятно. В числе других кандидатов, вроде бы выдвинутых региональными отделениями, значились знаменитый якутский режиссер Андрей Борисов, уже упомянутые Кирилл Крок, Валерий Гергиев и Владимир Машков. Но все сняли свои кандидатуры, так что голосовали в конце концов за одного Машкова — и выбрали его: 176 голосов за, 20 — против.
60-летний Владимир Машков (омоложение, таким образом, стало не слишком радикальным, хотя и очевидно имеет место) давно и наглядно демонстрировал, что с ним у руководства никаких проблем не будет. Хотя действующие в СТД порядки такого до сих пор не предусматривали, он, действительно, выдвинул после своего избрания кандидатуру Валерия Гергиева в качестве «сопредседателя по музыкальной деятельности» — и кандидатуру утвердили большинством голосов. Гергиев прежде не был сколько-нибудь вовлечен в деятельность СТД, да и интереса к ней не выказывал вовсе. Но в настоящее время перед союзом стоит задача в экстренном порядке переформатировать «Золотую маску», которая охватывает и всевозможные жанры музыкального театра тоже, так что в этих видах руководство СТД сочли необходимым усилить какой-нибудь авторитетной «музыкальной» фигурой. А уж кто может быть авторитетнее, чем единоличный руководитель Мариинского и Большого театров разом? Пасьянс сложился.