Валюта подстрахуется внебиржевыми сделками

Что грозит физлицам при внесении Московской биржи в санкционный список США

Мосбиржа подготовила сценарий на случай введения против нее американских санкций. Если это произойдет, официальные курсы валют можно будет определять и на основании внебиржевых сделок, сообщил журналистам представитель площадки Игорь Марич. Он отметил, что Мосбиржа провела необходимую работу с клиентами, поэтому у рынка «есть понимание» ситуации. При этом сценарий полной остановки торгов валютой пока рассматривается как самый негативный. Как это повлияет на рынок? И что будет с активами частных инвесторов? Разбирался Владислав Викторов.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

К санкциям против Национального клирингового центра, через который проходят все валютные операции, рынок готовится еще с осени 2022 года. До этого под американские ограничения подпал Национальный расчетный депозитарий, который тоже входит в группу Мосбиржи.

И все ожидали, что следом черный список пополнит НКЦ. Но этого не произошло. Зато в ноябре в SDN-лист внесли СПБ Биржу, из-за чего риски для московской площадки и всех ее структур заметно возросли. Если они реализуются, то про торговлю валютой можно будет забыть, хотя варианты все же останутся, отмечает управляющий директор ИК «Иволга Капитал» Дмитрий Александров:

«Ключевым центром по работе с недружественными инструментами сейчас является НКЦ. Валюта, которая хранится на его счетах, и в целом инфраструктура торгов, — все это может приостановиться, если на НКЦ наложат блокирующие санкции. Выходом может стать переход на торговлю валютами через внебиржевые системы, то есть напрямую между банками или иными участниками».

В Мосбирже заявили, что предусмотрели такой сценарий и готовы к переходу на внебиржевую торговлю валютой. К тому же за последнее время операции с долларом не играют такой роли, как раньше, говорят представители площадки.

По подсчетам ЦБ, если на начало 2022 года его доля была на уровне 96%, то уже в сентябре снизилась до 17%. Поэтому и регулятор уже разработал процедуру определения официальных курсов валют. Но для рынка это будет буквально откат в 90-е, считает управляющий директор компании Arbat Capital Александр Орлов:

«Главный риск в том, что нет центрального контрагента, который играет роль гаранта завершения сделки. Например, если "ляжет" контрагент-банк, тогда вся сделка сгорит. Понятно, что еще и ценообразование будет не таким прозрачным.

Прежде всего это ударит по физлицам, которые еще как-то пытались торговать на бирже валютами. И, наверное, еще сильнее увеличит роль не совсем белого рынка наличной валюты».

Что будет со средствами частников, которые торгуют через брокеров, тоже непонятно. Опыт СПБ Биржи показывает, что вернуть валюту непросто: площадка, подпав под санкции, сумела получить доступ только к трети клиентских долларов, да и те еще на счета инвесторов не поступали. Теоретически можно будет добиваться возврата с помощью специальных лицензий либо готовиться к принудительной конвертации, не исключает независимый экономический эксперт Андрей Бархота:

«Примерно год назад владельцы новых валютных вкладов могли получить основную сумму и проценты только в рублях. Либо им начисляли валюту, которую можно было конвертировать, дождавшись хорошего курса. Этот механизм тоже может быть использован.

Беда в том, что тот самый курс не всех устраивает. Мало кто намеревался использовать эту валюту, например, для закупки импортных машин и оборудования. Как правило, это просто спекулятивный мотив.

Фиксация курса — конечно, ущемление прав инвесторов, но, по крайней мере, большую часть средств удается вернуть».

К слову, Центробанк еще в январе рекомендовал брокерам предусмотреть возможность принудительной конвертации в договорах с клиентами. Впрочем, эксперты говорят, что есть и менее болезненный сценарий. Регулятор мог бы докапитализировать площадки на сумму замороженных активов в виде специальных кредитов. Но о том, рассматривает ли кто-то подобный вариант, ничего не известно.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елена Иванова

Вся лента