Копейка миллион бережет
Как цифровые сервисы помогают бизнесу экономить
Цифровые технологии — залог конкурентоспособности бизнеса. По данным исследования Google и ВШГУ РАНХиГС, более половины (58%) российских предпринимателей положительно оценивают эффект от перевода внутренних процессов в цифру. Несмотря на это, небольшие компании часто не готовы автоматизировать процессы самостоятельно из-за высоких издержек и нехватки квалифицированных кадров. Но малому бизнесу не обязательно разрабатывать свои решения с нуля — можно воспользоваться тем, что придумали крупные компании и уже протестировали на большом количестве предпринимателей из разных сфер. Как сэкономить время, деньги и увеличить продажи с помощью решений «Тинькофф Бизнеса», рассказывают действующие предприниматели.
Пять минут вместо нескольких часов на расчеты с самозанятыми
Сервис доставки «Доставка 24» активно привлекает самозанятых для работы курьерами — это гибкий формат занятости, который удобен и работодателям, и исполнителям. Однако административная сторона таких рабочих отношений имеет свои сложности. Как признается директор сервиса Владислав Козырев, по мере расширения штата отслеживать процесс работы самозанятых и вести отчетность для Федеральной налоговой службы становилось сложнее.
Когда в «Доставке 24» решили автоматизировать процесс работы с самозанятыми исполнителями, там уже работало 30 курьеров, которых приходилось контролировать вручную. «При оказании услуг или выполнении работ самозанятый обязан сформировать чек и передать его нам. Все эти чеки нужны для отчетности, но процесс их сбора затруднен: сначала мы проводим платежи, затем должны с каждого самозанятого получить чеки, а если один из них не выходит на связь просто потому, что спит после смены, то возникают сложности», — рассказывает Владислав.
Чтобы систематизировать работу с самозанятыми, компания воспользовалась сервисом «Тинькофф Бизнеса» — «Выплаты самозанятым». По мнению директора «Доставки 24», такой сервис минимизирует риски работы с плательщиками налога на профессиональный доход. Например, перед каждой выплатой сервис автоматически проверяет, сохраняет ли исполнитель статус самозанятого. Это необходимо для корректного расчета налога. Если вдруг исполнитель перестал быть самозанятым, то «Тинькофф» просто не проведет платеж, поясняет Владислав Козырев. Если со статусом все в порядке, то оплата проходит моментально. Преимуществом для «Доставки 24» стало и то, что сервис автоматически формирует чеки, и компания может сразу получить их после оплаты и скачать из личного кабинета или по API. Удобной для компании стала функция автоматического удержания с каждой выплаты и оплаты налогов за самозанятого. Таким образом исключаются негативные последствия в случаях, когда самозанятый случайно или намеренно аннулировал чек.
Отдельно Владислав Козырев отмечает возможность вести электронный документооборот с исполнителями: договоры и акты выполненных работ можно подписывать удаленно — это дает гарантии как компании, так и курьерам. При этом исполнитель может подписать документы в электронном виде, подтвердив согласие кодом из СМС. «Возможность подписать договор в онлайн-режиме упростила процесс работы с самозанятыми. Наши клиенты и, соответственно, исполнители часто находятся и в Московской области, ехать в центр Москвы для подписания договора им не всегда удобно», — рассказывает Владислав Козырев.
Сервис выплат позволяет направлять платежи самозанятым в любой банк по реквизитам счета или по номеру карты. Сейчас в «Доставке 24» работают порядка 500 курьеров, часто это нерезиденты. «Тинькофф» помогает им встать на учет в налоговой и зарегистрировать самозанятость, так что бизнес может оплачивать их работу уже к вечеру того же дня. «Сервис для работы с самозанятыми помог нам автоматизировать рутинные процессы, сократить время на выполнение операционных задач», — констатирует Владислав Козырев.
Сделать сайт за два часа и увеличить продажи
Основатель проекта «Про поесть» Юлия Хорошавина занимается организацией кулинарных мероприятий. На ее встречах гости готовят вместе с поваром, а затем вместе пробуют блюда и общаются. Раньше на мероприятия «Про поесть» клиенты регистрировались через агрегатор событий, но в 2019 году Хорошавина написала книгу о том, как организовать Новый год, — пошаговый план с рецептами, списком покупок и таймингом. Для продажи книги понадобился лендинг.
Тогда Юлия Хорошавина уже была клиентом «Тинькофф» и увидела конструктор сайтов в личном кабинете. «Я зашла посмотреть, как это устроено, и не заметила, как уже сидела и создавала сайт. В итоге я собрала готовый сайт самостоятельно за пару часов», — вспоминает предпринимательница.
У Юлии было два требования к сайту. Первое — эстетичный визуал, поскольку целевая аудитория проекта «Про поесть» — эстеты и гедонисты. Гости «Про поесть» хотят провести время в приятной атмосфере. Второе требование, техническое, предполагало возможность настроить онлайн-продажи. Сайт «Про поесть» должен был стать не просто витриной товаров и услуг, а точкой продаж — с возможностью подключения интернет-эквайринга. «Конструктор устроен просто. Можно загрузить фото, описание продукта — и вперед. Это сильно упрощает жизнь: не нужно думать о разработке, ведь задача предпринимателя — делать классный продукт и зарабатывать деньги», — говорит Юлия Хорошавина.
Для Юлии важным стало напоминание от сервиса о необходимости загрузить на сайт публичную оферту и пользовательские соглашения — это требования закона, но не все предприниматели знают о них или помнят. «Можно не консультироваться с юристом, потому что с правовой стороны тылы закрыты. Это приятно: о тебе позаботились и обезопасили от возможных проблем», — отмечает Юлия Хорошавина.
Со временем основатель проекта «Про поесть» перевела на сайт продажи не только книги, но и билетов на мероприятия. Поскольку у проекта «Про поесть» есть регулярные события с повторяющейся тематикой (например, «Один день в Грузии»), предприниматель может просто копировать их карточки и поставить новую дату. Всего Юлия проводит от 12 до 20 мероприятий в месяц.
Необходимость платить комиссию другим площадкам пропала — сейчас все билеты клиенты покупают через сайт, а ежемесячный оборот бизнеса «Про поесть» достиг 1–1,4 млн рублей.
Как сэкономить на комиссиях несколько миллионов рублей
Одна из крупнейших онлайн-школ в России «Онлайн-гимназия №1» раньше принимала оплату за обучение только по картам и по платежным реквизитам. За каждый такой платеж компании приходилось нести высокие издержки на комиссии. Чтобы сократить расходы при получении оплаты за свои услуги, компания подключила в «Тинькофф» сервис по приему платежей через Систему быстрых платежей (СБП). Это позволило онлайн-школе заметно оптимизировать траты на банковские сервисы. «Наши клиенты-родители раньше платили и платежками, и зачисляли средства на расчетный счет, и использовали платежные карты — комиссия на эти операции была заметно выше. Когда мы подключили СБП, комиссия на входящие платежи сократилась сразу в три-четыре раза — это экономия порядка нескольких миллионов рублей», — указывает финансовый директор онлайн-школы Иван Дороженко. Система быстрых платежей позволяет совершать моментальные межбанковские переводы по номеру телефона и оплачивать покупки в онлайн- и офлайн-магазинах по QR-коду. Демонстрируя преимущества такого способа приема платежей для бизнеса, в «Тинькофф» приводят цифры: при подключении СБП комиссия до шести раз ниже, чем при использовании обычного эквайринга. В зависимости от вида деятельности размер комиссии за операции через СБП может быть 0,2%, 0,4% или 0,7% от суммы платежа.
Выбор банка для подключения Системы быстрых платежей — дело каждого предпринимателя. Как поясняет Иван Дороженко, компания отдала предпочтение «Тинькофф» по нескольким причинам.
Во-первых, банк обеспечил онлайн-школе ускоренные расчеты. «Все платежи по СБП поступают на расчетный счет моментально, что позволяет нам оперативно распределять средства в своих целях, в том числе использовать инвестиционные инструменты, размещать их на бирже на один день и получать дополнительный доход», — объясняет Иван Дороженко. Таким образом ускорение расчетов повысило эффективность управления средствами компании.
Во-вторых, технические специалисты смогли настроить продукт под нужды онлайн-школы. «Наши IT-специалисты и специалисты “Тинькофф” синхронизировали настройки, так что платежный сервис интегрирован с нашей платформой, а также с кабинетами родителей наших учеников», — продолжает Иван Дороженко. По его словам, востребованными оказались и сопутствующие продукты «Тинькофф», среди которых и возможность клиентов взять рассрочку на оплату образовательных услуг.
Сейчас по СБП проводятся почти 100% платежей онлайн-школы, сервис оказался удобным для всех сторон, констатирует Иван Дороженко.
Для подключения СБП в «Тинькофф Бизнесе» сначала нужно открыть расчетный счет в банке. Дальше порядок действий зависит от того, как бизнес будет принимать платежи по СБП: в офлайне или онлайне. В первом случае вариаций много: можно принимать оплату на терминале, на онлайн-кассе с эквайрингом, на кассовом программном обеспечении в приложении «Тинькофф Бизнеса», на смартфоне с установленным приложением Pay to Phone или через статический QR-код. В зависимости от способа нужно будет подключить прием платежей в мобильном приложении «Тинькофф Бизнеса» или просто обновить ПО. Если нужно принимать оплату в онлайне, порядок подключения зависит от платежной формы на сайте бизнеса — в любом случае разработчики могут подключить СБП и настроить прием платежей по QR-коду через API. Для покупателя процесс оплаты через СБП еще удобнее: даже если карты нет с собой, он все равно может оплатить покупку в офлайн-магазине с помощью смартфона, а для оплаты онлайн не нужно помнить реквизиты карты.