Автовладельцы разобрали каско
Почему вырос спрос на добровольную страховку машин
Россияне потратили на полисы каско в третьем квартале 74 млрд руб. Это почти на 30% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Данные в конце прошлой недели опубликовал ЦБ в отчете о ключевых показателях страховщиков. Драйвером роста всего рынка стало именно автострахование. Причем, как выяснил “Ъ FM”, не только за счет продажи новых кредитных машин, где от каско не отказаться. Такие полисы все чаще оформляют владельцы поддержанных транспортных средств, в том числе старше пяти лет. Сколько стоит добровольная автостраховка? И какие варианты есть на рынке? Выясняла Аэлита Курмукова.
2023 год для рынка автострахования, похоже, станет рекордным. Только в третьем квартале, когда уже заметно подорожали автокредиты, число заключенных договоров по каско выросло в полтора раза. Эти цифры содержатся в отчете ЦБ. То есть машины покупали и страховали, а стоимость самих полисов с начала 2023 года по разным данным выросла от 10% до 20%. Причин несколько — это и курсовая разница, и подорожавшие авто, и сами запчасти. Средняя цена новых легковушек составляет почти 3 млн руб.
Растут продажи как классических — расширенных полисов, так и мини-каско, подтвердил “Ъ FM” заместитель генерального директора «Абсолют Страхования» Андрей Бурлак: «Клиенты, которые покупают премиальные машины напрямую в компании, получают пакет с массой удобных опций, в том числе возмещение ущерба без справок. Цена составляет порядка 5-6% от стоимости машины. Уже не редкость, когда стоимость страховки превышает 1 млн руб., это классическое каско. Что касается партнерских продаж, рынок сейчас предлагает тарифы на массовый сегмент — порядка 3% от стоимости машины».
Уменьшив покрытие, можно заметно сэкономить на страховке. Но, как предупреждают собеседники “Ъ FM”, в случае если машина из-за снегопада, к примеру, вылетит с трассы, а у клиента будет каско с высокой франшизой, страховщик может отказаться возмещать убытки. Тренд на удешевление полисов, что наблюдался весь год, сохраняется, но исключительно для рынка поддержанных машин, добавляет заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов:
«Когда речь идет о новых автомобилях, то там никаких вариантов с усеченным каско нет, и люди покупают полноценно защиту от всех возможных рисков. Полновесный каско будет стоить от 50-60 тыс. руб. Бывает так, что страховая компания продает некий продукт, который называется каско "минус-минус". Такой полис может стоить хоть 5 тыс. руб. Но это тот самый случай, когда страховка будет защищать в одном из 10 возможных случаев».
Такой полис обычно называют «мини-каско». В зависимости от наполнения, марки и стажа водителя, он может стоить от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб. Такая страховка пригодится в ситуации, когда у второго участника ДТП нет ОСАГО, к примеру. Но страховое покрытие в этом случае — не больше 400 тыс. руб.
Гибкие условия привлекли на рынок клиентов, которые раньше вообще не покупали каско, отмечает руководитель Института страхования Всероссийского союза страховщиков Александр Быков и добавляет, что новичков будет еще больше: «Стоимость самих полисов зависит от страховой суммы. Она весь год росла, как и цены на автомобили.
По итогам девяти месяцев Центральный банк опубликовал статистику. По премиям рост составил 20%. Если говорить о средней стоимости полиса, наверное, в этих же диапазонах росла и средняя стоимость по классическим продуктам, когда есть покрытие рисков, угона, повреждения при ДТП.
Год в целом нам кажется неплохим. Сейчас мы находимся в периоде адаптации к новым условиям денежно-кредитной политики, какие-то изменения на кредитном рынке произойдут. Но продажи автомобилей, скорее всего, продолжат расти».
А вслед за этим будет расти и рынок автострахования. И полисы, скорее всего, снова подорожают. В ноябре, как следует из последнего отчета «Автостата», сразу восемь брендов подняли цены на автомобили. Ряд китайских кроссоверов прибавили 1,5-2%, а электрические — от 4,5% до 7%.