Переобучаемся на ходу
Минтруд трансформирует идеологию федерального проекта «Содействие занятости»
С 2024 года все россияне независимо от трудового статуса смогут пройти бесплатное переобучение, если захотят приобрести приоритетную для экономики РФ профессию, следует из проекта поправок к федеральной программе «Содействие занятости», подготовленных Минтрудом. Ожидается, что в этот список войдет около 150 профессий, большая часть из которых будет связана с промышленным производством. Именно эта отрасль, как ранее писал “Ъ”, сейчас испытывает наибольший дефицит кадров.
Минтруд расширяет программу переобучения граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография» — проект постановления правительства об этом опубликован на портале regulation.gov.ru. Напомним, в 2021 году, когда правительство запускало федеральный проект, предполагалось, что возможность получить новую профессию будет востребована, поскольку на тот момент риски безработицы были относительно высоки: если по итогам 2019 года в стране насчитывалось около 3,4 млн безработных, то к концу 2020 года их было уже 4,4 млн, а уровень безработицы вырос с 4,6% до 5,9% экономически активного населения.
Изначально приоритетными категориями для переобучения считали людей старше 50 лет, женщин с маленькими детьми и инвалидов, постепенно число категорий стало расти.
По оценкам Минтруда, по итогам 2022 года возможностью воспользовались 190 тыс. человек, по итогам обучения нашли работу по новой профессии или стали предпринимателями 150 тыс. человек. Всего за время работы проекта переобучение прошли более 500 тыс. человек. Сейчас соискателям доступно свыше 24 тыс. образовательных программ.
Теперь проект по переобучению ждет принципиально новый этап, который позволит вовлечь в профессиональное образование существенно больше людей — и превратить его из инструмента борьбы с безработицей в источник рабочих рук дефицитных специальностей, что соответствует запросу рынка труда: так, с конца 2022 года российские работодатели регулярно заявляют о нехватке различных кадров. В первую очередь они жалуются на недостаток специализированных профессий для промышленности и линейного персонала для сферы ритейла (см. “Ъ” от 27 октября). Общий уровень безработицы в РФ при этом, по данным Росстата, снизился до исторического минимума в 2,9%.
Новая редакция положения о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан предполагает, что обратиться за переобучением в центры занятости населения сможет любой гражданин независимо от трудового статуса.
Главный критерий отбора — желание получить одну из приоритетных для экономики специальностей. Их список правительство отдельно утвердит в начале 2024 года — по словам источника “Ъ” в Белом доме, в него войдет около 150 профессий, большей частью связанных с промышленным производством.
Желающим приобрести новую профессию предложат пройти профтестирование, чтобы понять, каким набором навыков они обладают, и заключить трехсторонний договор с центром занятости и конкретным работодателем, который готов будет взять отучившегося специалиста на работу. По словам собеседника “Ъ” в правительстве, в Минтруде ожидают, что на таких условиях в 2024 году переобучаться придет примерно 50 тыс. человек. Бюджет программы на следующий год, напомним, составляет более 7,9 млрд руб.— пока неясно, потребует ли появление новой категории переобучающихся дополнительных средств.
Отметим, сейчас во многом функцию, которую готово взять на себя государство, выполняют корпоративные образовательные проекты.
В 2023 году, напомним, их бюджеты выросли примерно на 20%, хотя практически не изменились как доля от ФОТ (см. “Ъ” от 29 ноября). Перспективы дальнейшего роста при этом неочевидны — по мере расширения числа переобучающихся за счет государства необходимость для бизнеса самому инвестировать в кадры может снизиться, что в целом соответствует более масштабному тренду на перераспределение все большего числа ресурсов, полученных из прибыли корпораций зачастую ситуативными целевыми сборами наподобие windfall tax.
Власти при этом дают понять, что цифровизация позволяет им оценивать и объем прибылей компаний, и их источники — и степень справедливости этого перераспределения; однако зачастую расширение государственного участия в экономике провоцирует конкуренцию чиновников и корпораций в сферах, где раньше они не пересекались. В результате на фоне роста государственных соцвыплат и зарплат корпорациям приходится активнее участвовать в гонке зарплатных предложений, в условиях дефицита рабочих рук государственные и частные службы занятости соревнуются за право вывести к работодателю последних российских безработных, а системы профобразования — дать им дефицитные профессии — и в том, что эта деятельность оплачивается одновременно и из государственного, и из корпоративных бюджетов, рациональное зерно найти становится все сложнее.