Умеренность в «Дружбе»
Российский транзит нефти через Белоруссию подорожает только на 10%
Оператору белорусского отрезка нефтепровода «Дружба» «Гомельтранснефть Дружба» удалось оперативно договориться о повышении тарифа с «Транснефтью». По южному направлению с февраля он вырастет на 10% вместо запрошенных Минском 14,5%. Согласовывать рост ставки на 43% по северной ветке, по которой нефть из Казахстана прокачивается в Германию, Белоруссии предстоит с Астаной. Эксперты полагают, что постоянный рост тарифа не будет способствовать наращиванию поставок в этом направлении.
Как стало известно “Ъ”, «Транснефть» согласовала для «Гомельтранснефть Дружба» (оператор белорусской части нефтепровода «Дружба») увеличение на 10,2% тарифа на прокачку российской нефти по маршруту Унеча—Броды в направлении Венгрии, Словакии и Чехии в 2024 году. На северном направлении Унеча—Адамова Застава в Германию и Польшу, как следует из письма российской нефтетранспортной компании, «Транснефть» «не возражает против применения методического подхода по выравниванию среднего удельного тарифа при транспортировке нефти по южной и северной веткам "Дружбы"».
В «Транснефти» “Ъ” подтвердили эту информацию.
«По итогам переговоров с белорусскими коллегами и анализа расчетов мы пришли к цифре увеличения тарифа по южной ветке в 10,2%,— сообщил “Ъ” представитель компании Игорь Демин.— По северной ветке, до Адамовой Заставы, российский транзит отсутствует, поэтому тарифы на этом направлении не в нашей компетенции».
Согласованная ставка меньше той, о которой просила Белоруссия (см. “Ъ” от 15 декабря). В середине ноября «Гомельтранснефть Дружба» предложила «Транснефти» индексировать тарифы на транспортировку нефти по своей территории в Европу таким образом, чтобы ликвидировать существующее на данный момент перекрестное субсидирование между двумя маршрутами трубы. Для этого по северной ветке, по которой сейчас идет только казахстанская нефть, Белоруссия хотела поднять ставку на 43% (до 653,8 руб. за тонну), а для южной, по которой продолжаются поставки нефти из России,— на 14,5% (до 195,8 руб. за тонну). Повышение запланировано на 1 февраля 2024 года. В феврале 2023 года ставка выросла на 9%.
Но летом оператор белорусского отрезка нефтепровода просил о еще более существенном подорожании транзита — по обеим веткам в 1,8 раза. Такой вариант не устроил Россию. Необходимость роста Минск объясняет резким снижением прокачки после введения санкций против России и отказом Германии и Польши с февраля прошлого года закупать российское сырье. По расчетам «Гомельтранснефть Дружба», грузооборот по транзитным направлениям упал почти в пять раз по сравнению с 2022 годом, в том числе на Адамово в 17 раз. На следующий год объем поставок из Казахстана в Европу через Белоруссию сохранится на текущем уровне. В середине декабря Астана и Москва согласовали возможность транспортировки по «Дружбе» в Германию в 2024 году до 1,2 млн тонн нефти.
Тогда же в Минэнерго Казахстана заявили, что страна выступает против предложения Белоруссии повысить на 43% тариф на транспортировку нефти по территории республики и намерен провести переговоры с белорусской стороной.
По оценке Астаны, при прокачке 1,2 млн тонн нефти на НПЗ в Шведте убытки Казахстана могут составить около $2,64 млн.
Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов отмечает, что поставки казахстанской нефти по северной ветке «Дружбы», скорее всего, так и останутся минимальными. По данным ЦДУ ТЭК, в октябре 2023 года объем поставок составил 99,8 тыс. тонн. Для сравнения, объем транзита по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) в октябре 2023 года превысил 5 млн тонн. Соответственно, повышение ставки транзита приведет лишь к тому, что поставки по северной нитке «Дружбы» будут оставаться незначительными для Казахстана — не только по объему, но и с точки зрения кумулятивных издержек, говорит аналитик.
Источник “Ъ” отмечает, что Астана допускала рост прокачки в Германию через Белоруссию до 200 тыс. тонн в месяц, но, судя по всему, отказалась от этой идеи, учитывая постоянные риски, связанные с вероятным ростом тарифа на транзит. Впрочем, даже в этом случае «Дружба» останется для Казахстана наиболее выгодным маршрутом поставки сырья в Европу, отмечает собеседник “Ъ”.