«РЖД-Медицина» — неотъемлемая часть системы национального здравоохранения
Начальник Центральной дирекции здравоохранения РЖД Елена Жидкова — о трендах развития корпоративной медицины
В ситуации экономической турбулентности многие работодатели начинают сокращать инвестиции в корпоративные программы по поддержанию здоровья работников. Начальник Центральной дирекции здравоохранения РЖД Елена Жидкова рассказывает, почему такие расходы являются не тратами, а инвестициями, как мотивировать сотрудников вести здоровый образ жизни и зачем «РЖД-Медицина» открыла первый Центр превентивной медицины в России.
— Как следует из результатов недавнего опроса Аналитического центра НАФИ, большинство (62%) россиян считают, что их работодатель уделяет недостаточно внимания здоровью сотрудников. 28% говорят, что в их компании совсем не уделяется внимание здоровью сотрудников, а 34% — что его явно недостаточно. Насколько верно, на ваш взгляд, эти оценки респондентов отражают ситуацию с обеспечением корпоративным пакетом медицинского страхования в России? Есть ли там потенциал для улучшения качества или увеличения объема медицинских услуг, которые своим сотрудникам готов предоставлять работодатель?
— Ни для кого не секрет, что увеличение инфляции, колебания курсов валют и усиление экономических санкций повлияли на стоимость медицинских услуг в России, и за последние полтора-два года она значительно выросла. Поэтому сегодня компании пересматривают расходы на социальную поддержку сотрудников, уменьшая бюджет, также многие отказываются от корпоративных пакетов ДМС либо сильно сокращают объем программ, предлагая сотрудникам участие в частичной оплате расходов. В результате только около 20% российских компаний включают в компенсационные пакеты для своих сотрудников полис добровольного медицинского страхования. Предполагаем, что это связано со значительным изменением вектора развития любого бизнеса, снижением покупательной способности розничных клиентов и уменьшением спроса со стороны малого и среднего предпринимательства. Еще одна причина сокращения числа работодателей, готовых инвестировать в ДМС,— уход из России многих зарубежных предприятий. Они зачастую покупали довольно дорогие программы, а пришедшие им на смену российские собственники либо совсем отказываются от медобеспечения, либо удешевляют полисы, рассчитывая на государственную систему здравоохранения. Корпоративное медобеспечение подразумевает контроль со стороны работодателя за регулярностью получения медицинских услуг. Те же чекапы оплачены и должны быть пройдены. Наличие результатов обследования, результатов в динамике, консультаций врачей побуждает человека заниматься своим здоровьем, следовать рекомендациям. При отсутствии корпоративного ДМС работники зачастую склонны постоянно откладывать визит в государственную поликлинику для прохождения тех же осмотров.
Биография
Елена Анатольевна Жидкова — начальник Центральной дирекции здравоохранения — филиала ОАО РЖД с 2016 года.
Свой профессиональный путь Елена Жидкова начала в Москве в 2011 году с Морозовской детской городской клинической больницы. В этом же учреждении более пяти лет возглавляла консультативно-диагностические центры и амбулаторно-поликлинические службы.
Окончила Московскую медицинскую академию им. И. М. Сеченова. Присуждена квалификация врач по специальности «лечебное дело».
В 2011 году окончила ординатуру на кафедре управления здравоохранением факультета экономики и управления здравоохранением Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова.
Успешно завершила программу MBA по специализации «предпринимательство и управление компанией» при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.
В 2019 году получила диплом магистра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.
В 2020 году прошла обучение по программе развития кадрового управленческого резерва Executive Masterin Public Management.
Кандидат медицинских наук, автор многочисленных статей, публикаций и научно-методических трудов. Член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), заместитель председателя Комиссии РСПП по индустрии здоровья.
Является членом Совета по региональному здравоохранению при Совете федерации РФ.
— ОАО РЖД — крупнейший работодатель в России: на предприятиях холдинга в общей сложности работает около 1 млн человек. Коснулся ли вас тренд на сокращение социального пакета в части медицинских услуг?
— Мы понимаем, какая ответственность лежит на РЖД в решении государственных задач. Работники играют ключевую роль в обеспечении бесперебойности и безопасности перевозок пассажиров и грузов. Здоровье каждого железнодорожника — большая ценность для компании. Поэтому система здравоохранения РЖД стремится обеспечить им полноценный доступ к лучшим медицинским практикам. Их аккумулирует сеть «РЖД-Медицина», в которую входят 360 поликлинических и стационарных подразделений в 71 регионе страны. В наших учреждениях работают более 50 тыс. сотрудников, оказывающих весь спектр медицинских услуг: от первичного приема врача до оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В стационарных подразделениях развернуты 14,7 тыс. круглосуточных коек, обеспечивающих лечение более 500 тыс. больных в год, в том числе проводится более 250 тыс. операций, из которых 25 тыс.— высокотехнологичные.
— Сколько пациентов обслуживают клиники сети «РЖД-Медицина»?
— Ежегодно в наши учреждения обращаются более 8 млн человек, при этом прикреплены 2,4 млн, из которых только 700 тыс.— работники ОАО РЖД и 328 тыс.— неработающие пенсионеры из числа бывших сотрудников холдинга.
Я подчеркну, что мы воспринимаем «РЖД-Медицину» не только как структуру корпоративного здравоохранения нашей компании. Мы неотъемлемая часть системы национального здравоохранения. Понимая масштабы и протяженность не только железнодорожной сети, но и территории России, мы осознаем всю важность и необходимость нашего участия в решении государственно значимых задач. Для обеспечения доступности оказания медицинской помощи в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах мы направляем передвижной консультативно-диагностический комплекс («Поезд здоровья») или 14 передвижных медицинских комплексов на базе автошасси, обеспечивающих более 100 тыс. осмотров в год. Эти медкомплексы мы также устанавливаем на контрейлерные платформы, и они едут туда, где невозможно проехать автомобилю.
Так, когда в 2020 году началась пандемия коронавируса, мы приложили все усилия и задействовали максимум ресурсов для помощи государству в противодействии распространению COVID-19. Говоря кратко, за период пандемии в разное время были перепрофилированы шесть отраслевых больниц в пяти городах (Москве, Воронеже, Оренбурге, Перми и Новосибирске). Лечение в них прошли более 30 тыс. пациентов с COVID-19.
Справка
ОАО РЖД создано в 2003 году и на данный момент является одной из крупнейших транспортных компаний мира и одним из самых крупных предприятий в России. Единственным акционером компании является Российская Федерация.
Холдинг РЖД является лидером российского рынка в сегментах пассажирских и грузовых перевозок, а также занимает первое место в мире по энергоэффективности грузовых перевозок.
Холдинг РЖД — крупнейший работодатель в России: в компании и ее дочерних обществах работают более 0,8 млн человек, по данным на конец 2022 года.
Приоритет социально-кадровой политики ОАО РЖД — развитие человеческого капитала. Компания разрабатывает и реализует проекты, направленные на непрерывное обучение, мотивацию, сохранение здоровья работников и социальной стабильности, а также формирование благоприятной рабочей среды в трудовых коллективах.
В ОАО РЖД действует Коллективный договор, который распространяется на всех работников Компании, а также корпоративные программы поддержки отдельных групп работников, в том числе молодежи, работников пенсионного и предпенсионного возраста. На реализацию обязательств по Коллективному договору в 2022 году направлено около 127 млрд руб.
Железнодорожная инфраструктура ОАО РЖД соединяет 77 субъектов Российской Федерации, обслуживает основные города и имеет прямое влияние на их рост, промышленное развитие и региональную интеграцию.
Здоровье работников ОАО РЖД, пассажиров, жителей всей России — предмет особого внимания и одно из приоритетных направлений социальной политики компании. Все работники ОАО РЖД застрахованы по договору добровольного медицинского страхования с предоставлением амбулаторно-поликлинической, стоматологической и стационарной помощи, в том числе высокотехнологичной. Действуют целевые программы по снижению заболеваемости онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Проводится активная работа по популяризации здорового образа жизни, создаются возможности для занятий спортом.
— Пандемия коронавируса напомнила всему миру о важности здорового образа жизни. Ведь наиболее тяжело COVID-19 протекал именно у тех пациентов, которые имели сопутствующие заболевания, часто являющиеся хроническими. Они же, в свою очередь, являются следствием неправильного образа жизни и несвоевременной диагностики. Должен ли работодатель, на ваш взгляд, обеспечивать своим сотрудникам доступ к превентивной медицине?
— Да, на мой взгляд, этим необходимо заниматься, и многие российские компании это осознают. Сейчас мы наблюдаем активный рост развития превентивных мер, направленных на укрепление здоровья сотрудников и повышение культуры ЗОЖ. Многие компании вводят в корпоративные программы ДМС различного рода диагностические мероприятия (чекапы, скрининги), услугу «врач офиса», wellbeing-мероприятия и программы, направленные на поддержку эмоционального здоровья.
Промышленные и производственные мероприятия организуют на своих территориях здравпункты и цеховые службы, когда цеховой врач-терапевт определяет группу здоровья работников, выдает рекомендации о необходимых профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятиях, по итогам проведения медицинских осмотров и диспансеризаций формирует группы риска развития профессиональных заболеваний с целью их раннего выявления, анализирует установленные признаки воздействия вредных производственных факторов на здоровье работников.
— А какие проекты по превентивной медицине развивает «РЖД-Медицина»?
— В 2019 году мы инициировали создание в РФ сети центров превентивной медицины — это переход на новый уровень в системе российского здравоохранения. Первое такое учреждения в сентябре этого года открыли в Хабаровске. Особое значение это событие носит в этом году, когда в ОАО РЖД проходит Год здоровья. Из года в год мы призываем жителей нашей страны, наших пациентов регулярно проходить медицинские осмотры и мониторить состояние своего организма. Только так можно вовремя выявить серьезные патологии и начать своевременное, а значит, эффективное лечение.
В чем же состоит новаторство в работе нашего Центра? Его специалисты рассматривают организм пациента как единое целое, где все органы и процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому в приоритете не отдельные анализы, а комплексные обследования. Всего доступны четыре варианта чекапов: первый (в который входят профилактический прием, общие анализы крови, кала и мочи, а также биохимические анализы), второй (в который входит базовый набор, а также исследования уровня химических соединений в крови пациента, офтальмотонометрия и др.), третий (аналогичный с предыдущим, но расширенный до УЗИ и комплексного обследования состояния сердечно-сосудистой системы), четвертый (максимально расширенное комплексное обследование организма — наборы для мужчин и женщин отличаются). Все их можно сделать в течение одного дня в условиях дневного стационара, в том числе в состоянии медикаментозного сна, что крайне важно для трудоспособного работающего населения.
— А можно ли, на ваш взгляд, просчитать возврат инвестиций работодателя от вложений в здоровье работников? Ведь все большее число решений в сфере управления персоналом сейчас принимают на основе точных показателей.
— По данным статистики, крупные российские компании, которые занимаются внедрением программы well-being для своих сотрудников, в среднем закладывают на их осуществление от 1% до 2% от выручки. При этом компаниям удается повысить продуктивность сотрудников на 43%, вовлеченность персонала — до 88%, а уровень инновационности возрастает до 300%. Благодаря постепенным улучшениям условий труда компаниям удается снизить текучесть на 51%, правильно организованное управление здоровьем сотрудников имеет экономический эффект, позволяя снизить заболеваемость в коллективе на 40–50%, сократить на 20% количество дней временной нетрудоспособности и на 10–15% повысить выявляемость хронических инфекционных и неинфекционных заболеваний.
«РЖД-Медицина» также разрабатывает и внедряет комплекс мер, направленных на укрепление физиологического здоровья и психоэмоционального состояния всех работников ОАО РЖД. Например, ежегодно проводится диспансеризация всех работников ОАО РЖД — мы достигли охвата в 98,8%. Внедрены целевые программы борьбы с инфекционными и хроническими неинфекционными заболеваниями. Благодаря активно проводимой профилактической работе обеспечивается профессиональное долголетие железнодорожников и привлекательность РЖД как работодателя.
Внедрена концепция здорового образа жизни в ОАО РЖД, целью которой является привлечение сотрудников к занятиям физической культурой: на сети железных дорог доступны около 600 физкультурно-оздоровительных клубов, где в шаговой доступности от места работы человек может позаниматься спортом, в неформальной обстановке пообщаться с коллегами, найти хобби по душе, экологично снять стресс. Посещение спортивных секций абсолютно бесплатно для работников, членов их семей и пенсионеров-железнодорожников.
Такой эффект дает широкое информирование о пользе здорового образа жизни. Так, в 2023 году проведено около 12 тыс. информационно-коммуникационных мероприятий, волонтерских акций по популяризации здорового образа жизни, «Неделя ЗОЖ», «Лето ЗОЖ», марафоны здоровья с общим охватом уже более 5 млн человек (то есть каждый работник принял участие в нескольких мероприятиях).
Событие
14 сентября состоялось официальное открытие Центра превентивной медицины и диагностики на базе ЧУЗ «КБ "РЖД-Медицина" г. Хабаровск» при участии главы РЖД Олега Белозерова и губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева.
Проект был инициирован ОАО РЖД в начале 2017 года и находился на контроле Министерства экономического развития РФ.
Была проведена большая подготовительная работа, в результате которой создан уникальный для России Центр превентивной медицины и диагностики с применением современных мировых технологий, методик приема и диагностики пациентов, а также новейших научных разработок.
Общий объем инвестиций составил более 1 млрд руб.
В рамках проекта была проведена реконструкция одного из корпусов комплекса клинической больницы «РЖД-Медицина» в г. Хабаровске. В ходе строительных работ надстроен третий этаж здания центра, что привело к увеличению площади здания с 2625 кв. м до 4462 кв. м.
Центр оснащен современным медицинским оборудованием, включая позиции тяжелого медицинского оборудования: КТ, рентген, УЗИ, аппараты эндоскопии, цистоскопии и маммографии.
В сферу деятельности центра входит широкий спектр услуг по оказанию амбулаторной медицинской помощи, включая медицинские осмотры (чекапы), диагностические услуги, амбулаторное лечение и дневной стационар (в том числе хирургия одного дня).
В качестве уникальных рыночных преимуществ и особенностей центра выделяется:
- формирование программ чекапов с учетом японско-корейской модели профилактической медицины;
- применение передового мирового опыта маршрутизации и последующего сопровождения пациентов;
- широкое применение возможностей телемедицины с участием российских и зарубежных клиник.
Центр принимает пациентов по ОМС, сотрудников ОАО РЖД и других организаций-партнеров по ДМС, индивидуальных клиентов по ДМС и с оплатой услуг на месте.
В регионах железных дорог на добровольных началах начали свою деятельность в трудовых коллективах 2 тыс. агентов здорового образа жизни. В числе мероприятий, направленных на укрепление ментального здоровья, мы запустили горячую линию психологической помощи и создали 86 комнат функционально-эмоциональной разгрузки для работников ОАО РЖД.
По итогам социологического исследования «Отношения работников к здоровью и здоровому образу жизни», проведенного в 2023 году, 16,6% работников ОАО РЖД соблюдают все принципы здорового образа жизни, по самооценке приверженцами являются 43,6%, и этот показатель ежегодно растет.
— При этом один из самых важных компонентов успеха внедрения корпоративных программ благополучия сотрудников — желание самих сотрудников внимательно относиться к собственному здоровью. Как вы мотивируете тех, кто работает в ОАО РЖД, заботиться о своем самочувствии?
— На мой взгляд, самое важное в продвижении ЗОЖ — наглядный пример. С помощью агентов ЗОЖ мы привлекаем внимание железнодорожников к преимуществам ведения здорового образа жизни. Люди видят для себя перспективы положительных изменений и тоже присоединяются к движению. Большую роль играет информационное освещение вопросов здоровья, развеивание мифов, блуждающих в информационном пространстве. Поэтому мы в «РЖД-Медицине» на постоянной основе проводим информационно-коммуникационную кампанию в учреждениях здравоохранениях, структурных подразделениях ОАО РЖД, на Сервисном портале работника РЖД и в Telegram-канале «ЗОЖ РЖД» ведется блог «Proздоровье». Согласно календарю Дней здоровья, для сотрудников организовываем мероприятия как в онлайн-, так и в офлайн-форматах.
Ну и, конечно же, работа комнат функционально-эмоциональной разгрузки и комнат психофизиологической разгрузки и мобилизации в психофизиологических подразделениях учреждений здравоохранения является хорошим бонусом и плюсом для восстановления работоспособности.
— «РЖД-Медицина» известна своей концепцией «производственной медицины, которая позволяет эффективно управлять здоровьем работников». Не могли бы вы рассказать о ней подробнее?
— Да, конечно. Наше ключевое отличие — существование трехуровневой системы. Первый уровень — линейная врачебно-экспертная комиссия, силами которой проводится основной объем осмотров. В сложных экспертных случаях работник направляется в региональную врачебно-экспертную комиссию, которая располагается на базе основного лечебного учреждения железной дороги. При необходимости проводится обследование на оборудовании экспертного класса, высокотехнологичное лечение, консультируют врачи-специалисты узкого профиля. При необходимости проводится очное освидетельствование или заочное консультирование в Центральной врачебно-экспертной комиссии на базе Центральной клинической больницы в Москве, там же может быть организовано дополнительное лечение.
С целью сохранения активного долголетия сотрудников компании, помимо стандартных обязательных осмотров, разрабатываются и реализуются дополнительные программы по раннему выявлению онкологических проблем, используются данные информационных программ. Так, например, при проведении предрейсового осмотра с использованием автоматизированной системы АСПО формируется база данных по гемодинамическим параметрам и функциональному состоянию работников, которая используется цеховым терапевтом для наблюдения за состоянием здоровья и своевременного вызова для проведения обследования и коррекции лечения. В целях продления профессионального и активного долголетия работников компании разработаны и внедрены мероприятия для раннего выявления заболеваний сердечно-сосудистой системы. Так, например, в рамках обязательных медицинских осмотров всем работникам локомотивных бригад при достижении ими определенного возраста проводится углубленное обследование сердечно-сосудистой системы: холтеровское мониторирование ЭКГ, проба с физической нагрузкой, эхокардиография. Своевременное выявление и лечение сердечно-сосудистых заболеваний работников, в том числе с использованием высокотехнологичной медицинской помощи, позволило сохранить в профессии значительное количество высококвалифицированных работников.
— Одна из особенностей логистической отрасли — специфическая нагрузка, которая может привести к появлению у работников так называемых профессиональных заболеваний. Что вы делаете, чтобы их было меньше?
— Совместно с Минтрансом России, Минтрудом России и Социальным фондом мы участвуем в пилотном проекте по профилактике профессиональных заболеваний и созданию системы мониторинга состояния здоровья работников.
Проект стартовал в 2021 году, и на первом этапе для участия в нем было отобрано 70 работников локомотивных бригад, состоящих по результатам периодического медицинского осмотра в группе риска развития профессиональной нейросенсорной тугоухости. При анализе результатов пилотного проекта была отмечена положительная динамика в 61,4% случаев в виде стабилизации начальных проявлений признаков воздействия шума на орган слуха.
В 2023 году продолжается активное межведомственное взаимодействие в целях продолжения мероприятий пилотного проекта с расширением перечня профессиональных заболеваний, подлежащих профилактике. Профилактика проводится в 12 центрах реабилитации СФР по таким направлениям, как неврология, терапия, пульмонология, оториноларингология, профпатология.
Во втором этапе пилотного проекта участвуют более 2,5 тыс. работников, занятых в различных отраслях (угольная, металлургическая, авиа и другие). От ОАО РЖД в 2023 году отобрано 528 работников для проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития таких профессиональных заболеваний, как нейросенсорная тугоухость, вибрационная болезнь и поясничная радикулопатия.
Итоговая оценка эффективности профилактических мероприятий еще не сформирована, так как работники продолжают получать необходимые мероприятия. Но по предварительным данным, по итогам проведенных медицинских осмотров работников, вернувшихся из центров реабилитации, в 67% случаев отмечена положительная динамика.
— Поскольку «РЖД-Медицина» не только предлагает медицинские услуги своих учреждений сотрудникам ОАО РЖД, но и работает как сеть клиник, открытая для внешних клиентов, возникает следующий вопрос: что, на ваш взгляд, может помочь компании выбрать правильного провайдера здравоохранения для своих работников? Как аргументировать необходимость инвестиций в здоровье людей сейчас, в период экономической турбулентности?
— Да, на сегодняшний день рынок, в том числе медицинский, сталкивается со значительным количеством ограничений, влияющих на его развитие и на покупательскую способность населения. Как с этим справиться? Искать новые пути и новые решения. С коллегами из страховых компаний мы очень тесно сотрудничаем в плане реализации специальных программ для наших пациентов: запускаем специализированные чекапы, предлагаем льготные условия ДМС для родственников застрахованных и многое другое.
Помимо этого, на мой взгляд, свою негативную роль играет и немотивированность, источник которой в отсутствии понимания преимущества развития таких систем. Компании зачастую рассматривают расходы на медицинские услуги как затраты, а не как вложение и инвестиции в сохранение здоровья коллектива. А мы, в свою очередь, не перестаем напоминать, что здоровье людей — это ценный ресурс, который надо беречь, и экономия на нем не приведет ни к чему хорошему. Кроме того, полис ДМС — это престижная составляющая корпоративного социального пакета, весомое преимущество любого работодателя, что особенно важно сейчас, когда на российском рынке труда становится сложнее искать работников. Но кроме этих слов мы, опять же повторюсь, предлагаем компаниям и самим работникам массу выгодных предложений, которые позволят сохранить свое здоровье и кошелек.