Обретая реальные черты

С каким результатом подошли к 2024 году крупнейшие проекты Петербурга и Ленобласти

В прошлом году с подготовительного этапа на стадию реализации перешли сразу несколько мегапроектов Петербурга и Ленинградской области. Был заложен первый камень на строительстве кампуса ИТМО Хайпарк, определено и закреплено в новом Генплане место для высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург, алюминиевый гигант «Русал» выбрал площадку для размещения своего глиноземного завода в Ленобласти.

План-схема центра «ИТМО Хайпарк» на церемонии начала строительства.

Фото: Алексей Смагин, Коммерсантъ

На протяжении года губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов неоднократно повторял, что достижению технологического суверенитета и лидерства России служит развитие вузовских проектов. Ярким примером площадок для будущих прорывов призван стать научно-образовательный и инновационный центр мирового уровня ИТМО Хайпарк, закладка первого камня которого состоялась в августе 2023 года.

Флагман инноваций

ИТМО Хайпарк строится в Пушкинском районе Санкт-Петербурга на территории города-спутника Южный. Площадь участка под строительство университетского проекта — около 100 га, не менее 140 тыс. кв. м из которых займут объекты инновационной инфраструктуры, еще 183 тыс.— общежития, учебный корпус, инфраструктура для студентов, а также научные центры. Комплекс будет состоять из учебного кампуса для магистрантов и аспирантов, технологической долины и бизнес-парка для технологических компаний. В состав нового кампуса войдут три научных центра. На их базе будут работать порядка 50 научных лабораторий и пять инновационных производств.

Первый этап проекта площадью 66,5 тыс. кв. м и сроком сдачи в 2025 году включает в себя главный учебный корпус, два общежития, а также энергоцентр. Подрядчиком первого этапа стала московская компания «Политехстрой», выполняющая также реконструкцию петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Контракт с компанией на 13,2 млрд рублей был подписан в начале 2023 года. Всего с 2017 по 2023 год на проектирование и строительство объектов ИТМО Хайпарк было выделено 16,7 млрд рублей, из них 12,3 млрд составили средства федерального бюджета, 4,4 млрд предоставил бюджет Санкт-Петербурга. В 2024 году на реализацию проекта планируется выделить еще примерно 0,9 млрд рублей, в том числе 700 млн из федерального бюджета и 200 млн — из городского.

По словам генерального директора АО «ИТМО Хайпарк» Андрея Назарова, планируется, что проектная документация по второй очереди объекта выйдет на государственную экспертизу не позднее марта 2024 года. Архитекторы начального этапа комплекса — «Студия 44» Никиты Явейна — готовят проект и второй очереди. Ее предварительная стоимость оценивается в 18 млрд рублей. Строительство следующего этапа может начаться в 2025 году, а завершиться — в 2027-м.

Спутник Петербурга

В жилой части города-спутника Южный подрядчик ООО «“Застрой” Спецзастройщик» приступает к строительству первой очереди жилых кварталов площадью 210 тыс. кв. м. Всего на территории нового района города, который займет 2 тыс. га, будет построено 10 млн кв. м недвижимости, из них 3,8 млн кв. м отводится под жилье, 928 тыс.— под деловую застройку, 1,2 млн — под социальные объекты, 470 тыс.— под промышленные объекты. Девелопер проекта обещает оставить 302 га под бульвары, скверы и сады, а 147 га — под парковые зоны.

Высокоскоростные решения

За минувший год город определился с местом для размещения вокзала для высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСМ) на Лиговском проспекте. Как заявил губернатор Беглов, терминал расположится недалеко от сада Сан-Галли на четной стороне Лиговского проспекта. Эксперты считают, что выбранная площадка оптимальна с точки зрения логистики. Однако по вопросам сохранности исторических зданий при реализации проекта у Смольного продолжаются трения с градозащитным сообществом города.

В новой редакции Генерального плана города до 2040 года с прогнозным периодом до 2050 года, утвержденной в декабре, под строительство ВСМ отведена зона в районе Невского пр., 85А, Лиговского пр., 50, и севернее Атаманской ул., 9А. Эксперты в градостроительстве напоминают, что когда-то под эти планы в центре Петербурга был вырыт огромный котлован, на месте которого сегодня стоит ТРК «Галерея», поэтому внесение зоны в Генплан еще не гарантирует воплощения проекта в жизнь. А градозащитники надеются, что в текущих экономических условиях на возведение столь масштабного инженерного сооружения не хватит государственного бюджета.

Строительство ВСМ Санкт-Петербург — Москва предусмотрено проектом Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Трасса внесена в Схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта. После ввода ВСМ в строй время в пути между Москвой и Петербургом сократится до 2 часов 15 минут. Стоимость проекта в оценках 2021 года составляла 1,7 трлн рублей, в том числе предусмотренные в инвестпрограмме РЖД 760 млрд, еще 468,4 млрд планировалось привлечь из средств Фонда национального благосостояния. Инвестиции РЖД и бюджетные средства хотели использовать при строительстве входов в Москву и Петербург на участках Москва — Крюково и Обухово — Санкт-Петербург соответственно, а основной участок трассы между Крюково и Обухово протяженностью 624,2 км собирались отдать в концессию. Ожидалось, что строительство завершится в 2027 году.

Долгожданная переправа

С 1960-х годов в городе обсуждалась идея по сооружению Большого Смоленского моста, призванного соединить два берега Невского района Петербурга на самом большом промежутке — между Володарским мостом и мостом Александра Невского — протяженностью около 9 км. В 2015 году были проведены предпроектные работы, возвести объект хотели в 2023–2025 годах. В начале прошлого года глава города на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным объявил о планах приступить к строительству моста уже в 2023 году, в октябре были утверждены проекты планировки и межевания территории под эту стройку, а в декабре состоялась торжественная установка закладного камня девятой опоры будущей переправы.

Согласно проекту, длина Большого Смоленского моста составит 1,6 км, а в ширину он будет 38 м. Принцип разводки будет таким же, как у Дворцового моста, так как разводной пролет — двукрылый. Основания моста будут соединены полудугами, напоминающими волны на воде, делился характеристиками сооружения Смольный. По предварительной оценке, стоимость строительства составит 50 млрд рублей.

По словам господина Беглова, в Северной столице уже 40 лет не возводили разводных мостов. Новую переправу ждут 800 тыс. горожан. С градоначальником согласно сообщество петербургских автомобилистов. Руководитель региональной общественной организации «СПб.Авто» Святослав Данилов подтвердил, что петербургские автомобилисты ждут дополнительной переправы через Неву с 2014 года. «Расстояние от моста Александра Невского до Володарского моста большое, на этом участке всегда пробки и заторы. Безусловно, новый мост разгрузит дороги в районе Октябрьской набережной, Дальневосточного проспекта, улицы Коллонтай».

В опубликованных документах Смольного сообщалось, что «зона планируемого размещения примыкает к границам объектов культурного наследия регионального значения “Октябрьская набережная”, “Прокатная и сталелитейная мастерская Невского железоделательного, механического и корабельного завода” (Невского железопрокатного завода П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики) и выявленному объекту культурного наследия “Два жилых дома Невского химкомбината”». Город собирается приспосабливать объекты культурного наследия и предусмотреть работы по благоустройству территорий памятников и ансамблей.

ШМСД выезжает в Ленобласть

В 2021 году в Петербурге начали строить Витебскую развязку — первый этап Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), называемой поначалу Восточным диаметром. Первый этап протяженностью 2,5 км проходит от Западного скоростного диаметра (ЗСД) до Иркутской улицы. Общая стоимость проекта оценивается в 340 млрд рублей, включая стоимость первого этапа — 40 млрд рублей. До конца 2023 года город собирался подписать концессионное соглашение на сооружение второго, третьего и четвертного этапов магистрали, но концессионер основных этапов ШМСД до сих пор так и не выбран.

В октябре 2023 года с инициативой по строительству и эксплуатации областной части Широтной магистрали — пятого и шестого этапов — выступило ООО «Всеволожская концессионная компания» (ВКК). 50,1% в уставном капитале компании принадлежит ООО «Актив» Александра Злотникова, Александра Смирнова и Алексея Суровцева. До декабря 2023 года, когда Ленобласть подписала соглашение о вхождении в проект АО «АБ Россия» (Банк «Россия»), 49% акций концессионера принадлежали ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг». С 8 декабря 2023 года структуре ВТБ принадлежат 24,89% акций ВКК, а оставшиеся 25,01% перешли к ООО «АБР Девелопмент», дочерней структуре Банка «Россия».

Соглашение, подписанное Ленобластью с ВТБ и Банком «Россия», рассчитанное на 49 лет, предусматривает, что концессионер спроектирует, построит и будет эксплуатировать дорогу. Согласно документации, размещенной в концессионной инициативе, проектирование необходимо закончить не позднее 36 месяцев с момента подписания соглашения, на строительные работы отводится четыре года, но этот срок может быть продлен.

Участок пятого и шестого этапа Широтной магистрали состоит из двух отрезков, расположенных во Всеволожском районе Ленобласти, их общая протяженность — 15 км. Один отрезок соединит КАД и трассу «Кола», другой свяжет КАД с дорогой Петербург — Колтуши. Стоимость работ, предложенную ВКК (110 млрд рублей), эксперты не считают завышенной. «Чем дольше будет реализовываться проект ШМСД, тем дороже он будет обходиться на всех этапах,— предупредил генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса (АСДОР) Юрий Агафонов.— Если проект растянется на 10 лет, то названная сумма в 340 млрд точно станет неактуальной».

Заранее против

Одним из самых громких проектов, заявленных на ПМЭФ-2023, стало соглашение между правительством Ленобласти и руководством АО «Русал Менеджмент» о строительстве в регионе глиноземного завода мощностью до 4,8 млн тонн в год исходного сырья для производства алюминия. Заявленный объем инвестиций составил 400 млрд рублей, а сроком реализации был назван 2032 год.

Еще на стадии изысканий строительства предполагаемый проект вызвал бурный протест местных жителей. В компании настаивают на том, что в настоящий момент идут инженерно-геологические, инженерно-гидрологические и прочие изыскания, по результатам которых будет принято решение о возможности строительства. Формально место под сооружение предприятия пока документально не закреплено.

По словам противников строительства завода, местоположение будущего завода указано в документации тендеров ООО «Ленинградский глиноземный завод» (учреждено АО «Русский алюминий» в августе 2022 года) на изыскательские работы — в 15 км от Соснового Бора, между озерами Лубенским и Воронино, на земле, относящейся к особо охраняемым природным территориям (ООПТ) «Озеро Лубенское», «Копорский глинт» и «Радоновые источники и озера у дер. Лопухинка». В пресс-службе «Русала» настаивают, что решение о возможности строительства будет приниматься после изысканий. «Несмотря на то, что проекта пока нет, уже сейчас мы можем сказать, что “Русал” построит завод по лучшим мировым образцам. Мы учитываем не только российские экологические стандарты, но и мировые»,— говорят в компании.

В режиме тишины

Триллионный проект «Газпрома» в Ленобласти — строительство газоперерабатывающего комплекса по сжижению и переработке газа (СПГ) в Усть-Луге — активно реализуется, но в режиме тишины, сообщил журналистам в ноябре 2023 года заместитель председателя правительства Ленинградской области — председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов.

Совместное предприятие «Газпрома» и «Русгаздобычи» ООО «Русхимальянс» собиралось построить предприятие по переработке этансодержащего газа (в объеме 45 млрд куб. м газа в год) и производству сжиженного природного газа (мощностью 13 млн тонн в год) в 2024–2025 годах. В 2022 году из проекта вышел подрядчик по строительству и поставкам оборудования — немецкая инжиниринговая компания Linde. Общий объем инвестиций в проект изначально оценивался в 2,2 трлн рублей. Ожидалось, что на новых производствах будет создано более 5 тыс. рабочих мест.

В августе 2023 года губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко также заверял общественность, что проект выполняется и не простаивал ни одного дня, но сроки реализации сдвигаются пока на два года. «По моим данным, появились партнеры, способные обеспечить гарантии в определенных моментах технологий, которые стали критичными с уходом Linde»,— сказал тогда глава 47-го региона. О том, что оператор завода СПГ «Русхимальянс» нашел поставщиков взамен Linde, говорил в сентябре 2023 года и начальник департамента ПАО «Газпром» Андрей Чеканский, отмечавший, что оборудование для комплекса в Усть-Луге будут поставлять сразу несколько российских компаний.

За прошедший год строящийся завод СПГ в Усть-Луге упоминался в информационном пространстве в основном в связи с исками «Русхимальянса» к Linde, с которого оператор проекта завода СПГ пытается взыскать почти €1,1 млрд убытков по расторгнутому контракту, и со связанными с бывшим немецким подрядчиком зарубежными банками. В октябре 2023 года Апелляционный суд Англии и Уэльса наложил запрет для «Русхимальянса» взыскивать требования в исках к Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit Bank, начатых в России, а также самому исполнять решения российского суда.

Александра Тен

Вся лента