Статистический подход к творчеству
Росстат утвердил свою методологию расчета доли креативной экономики в ВВП РФ
Росстат утвердил методологию расчета внутренней добавленной стоимости (ВДС) креативной экономики и ее доли в ВВП. Ежегодное измерение показателей будет охватывать период с 2017 года — ведомство уже представило оценки за 2017–2022 годы. Так, по расчетам Росстата, вклад творческих индустрий в ВВП в 2022 году составил 3,2% — это заметно выше ранее проводившейся оценки Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ — 2,64% — и упростит Белому дому задачу по увеличению вклада креативной экономики в ВВП к 2030 году до 6%. Статистически это результат включения в «креативные индустрии» гастрономии с довольно высоким весом — эксперты называют такой подход спорным, но допустимым.
Росстат утвердил методологию расчета внутренней добавленной стоимости (ВДС) креативной экономики и ее доли в ВВП РФ — приказ размещен на сайте ведомства. Методология базируется на международных рекомендациях, разработанных Евростатом, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, ОЭСР, ООН, а также Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В группировку видов «креативной» экономической деятельности вошли более 50 видов бизнеса по ОКВЭД-2 (от пошива нательного белья по индивидуальному заказу до деятельности композиторов), охватывающих 13 индустрий. Это — архитектура и урбанистика, дизайн, мода, кино и анимационная продукция, музыка и саунд-дизайн, культурно-зрелищная и литературно-издательская отрасли, изобразительное и визуальное искусство, программное обеспечение (ПО), игры и игрушки, реклама и коммуникации, медиа, журналистика и гастрономия. Ежегодный расчет показателей будет производиться начиная с 2017 года, уже представлены оценки за периоды до 2022 года.
Так, в 2017–2018 годах доля креативной экономики составила 2,8% ВВП, в 2019 году — 3% ВВП, в 2020–2022 годах — 3,2%.
Ранее ИСИЭЗ НИУ ВШЭ оценивал вклад творческих индустрий в ВВП РФ в 2022 году на уровне 2,64%. Белый дом рассчитывает, что господдержка креативных индустрий поэтапно увеличит их долю в ВВП до 6% к 2030 году (см. “Ъ” от 9 октября 2023 года и 28 сентября 2021 года).
В ИСИЭЗ отмечают, что их расчеты в целом близки к пилотным расчетам Росстата, основанным на утвержденном в Минкульте классификаторе видов экономической деятельности для творческого бизнеса. Эксперты ВШЭ участвовали в его разработке, отмечает директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ Евгений Куценко, уточняя, что, «будучи результатом компромисса, он имеет некоторые особенности, отличающие его как от классификатора, который мы обычно используем в своих исследованиях, и от уже хрестоматийного классификатора департамента культуры, медиа и спорта Великобритании».
В частности, в «креативной экономике» Росстата несколько сужена сфера IT (из нее исключено издание ПО), но добавлены такие индустрии, как производство игрушек и гастрономия.
В ИСИЭЗ отмечают, что издание ПО аналогично по экономической функции кинопрокату, изданию книг и деятельности художественных галерей, которые в классификатор Росстата вошли. Впрочем, гастрономия оказалась третьей по весу составляющей в «креативной экономике» по версии Росстата (12% общего результата, у IT — 28%, у рекламы — 16%). Впрочем, эксперты признают, что разграничить гастрономию с общепитом сложно и включение ее в оценку — идея спорная, но допустимая; в ИСИЭЗ не видят практического смысла в дальнейшей доработке методики, предлагая вместо этого сосредоточиться на обеспечении регионов своевременными и достоверными данными о динамике «креативных» индустрий для их адекватной поддержки.
Оценка размера креативной экономики всегда вызывала разногласия среди экспертов, отмечает сотрудник экономического факультета МГУ Виктор Брызгалин. Например, Агентство стратегических инициатив оценивало ее в чуть менее 5% ВВП в 2021 году, в то время как ВШЭ — в 2,2%. Это было связано в том числе с отсутствием определенности того, какие виды экономической деятельности можно отнести к «креативным», поясняет он. Принятые нормативно-правовые акты формируют позицию государства по этому вопросу, отмечает эксперт.
По мнению директора Центра развития креативной экономики АСИ Екатерины Черкес-заде, разработка методологии — важный шаг для формирования долгосрочной стратегии развития креативных индустрий, она позволит систематически измерять результаты и оптимизировать планы. Напомним, что среди проблем развития сектора в целом по РФ эксперты называли отсутствие простых, очевидных и сквозных для всех отраслей экономики критериев распознавания компаний креативной сферы и неравномерность включения регионов в ее развитие и коммерциализацию — в частности, отсутствие отдельной группы кодов в ОКВЭД для творческого бизнеса не позволяло властям в полной мере понять, какие именно индустрии нуждаются в господдержке.