Европейские избиратели не хотят ни направо, ни налево
Идеология на выборах уступает месту отношению к кризисам
Избиратели в Европе в большинстве своем уже не делают выбор между программами левых или правых партий и в целом отходят от идеологического принципа выбора. Как показывает исследование Европейского совета по международным отношениям (ECFR), главным принципом объединения становится отношение к пяти крупным кризисам последних лет, которые заметно сказались на жизни континента. Именно такое отношение избирателей будет определять европейскую политику в ближайшие годы, включая выборы в 2024 году в нескольких странах Европы и в Европейский парламент.
За последние 15 лет Европа пережила целый ряд кризисов, включая экономический, климатический, миграционный и другие, и именно по отношению к ним и их последствиям сейчас формируются политические предпочтения европейских избирателей. К такому выводу пришли эксперты ECFR, проанализировав результаты опросов общественного мнения, проведенных осенью 2023 года в 11 европейских странах. В опросах приняли участие более 15 тыс. европейцев.
Как отмечается в докладе, кризисы или «мобилизующие проблемы»,— это в первую очередь состояние экономики, последствия пандемии COVID-19, военных конфликт на Украине. Кроме того, европейцев очень беспокоят вопросы изменения климата и миграционный кризис.
У всех этих кризисов есть нечто общее: они «ощущались по всей Европе… многие европейцы воспринимали их как экзистенциальную угрозу; они кардинально влияли на политику правительств, и они еще не завершились».
Ни один из кризисов по отдельности не является доминирующим. Если экстраполировать результаты опроса на все население 27 стран ЕС, где проживают 372 млн избирателей, то окажется, что наибольшую долю избирателей — 74 млн человек — волнует изменение климата, 73 млн обеспокоены пандемией и ее последствиями, 70 млн — экономическим кризисом, 59 млн — миграционным кризисом, 49 млн — конфликтом на Украине. Кроме того, еще около 47 млн избирателей не могут определиться с выбором.
Если рассматривать распределение «кризисных предпочтений» по странам и регионам, то, например, изменение климата острее всего воспринимают в Испании (29% опрошенных назвали его как проблему, которая за последние годы заметнее всего изменила их восприятие будущего) и во Франции (27%). А вот в Эстонии эта проблема беспокоит всего 6% граждан. Миграционный кризис больше всего волнует граждан Германии (31%), что не удивительно, учитывая, что в 2015 году страна приняла 1 млн бежавших из зон боевых действий граждан Сирии и других стран региона. Во всех остальных странах, вошедших в исследование, доля тех, кто обеспокоен проблемой миграции, не превышает 19%. Пандемия COVID-19 и ее последствия вызывают озабоченность 34% граждан Испании, 28% граждан Румынии, 26% граждан Великобритании. Экономический кризис больше всего беспокоит итальянцев и португальцев, 34% опрошенных в каждой из этих стран назвали этот вопрос самым для них серьезным. То же мнение высказали 29% эстонцев. Кризис, связанный с вооруженным конфликтом на Украине, очень острым назвали 40% эстонцев, 31% поляков и 29% датчан.
Авторы исследования также выбрали «кризисные столицы», то есть те города, где каждый конкретный кризис имеет больше «сторонников». Так, «столицей» пандемического кризиса они назвали Мадрид, климатического — Копенгаген, экономического — Рим и Лиссабон, миграционного — Берлин, военного — Таллин.
Исследование также рассматривало то, как европейцы оценивают успехи и эффективность своих правительств в разрешении этих кризисов. Например, треть европейцев считают, что их правительства справляются с решением проблемы изменения климата отлично (3%) или относительно хорошо (24%). Среди же тех европейцев, которых особенно беспокоит тема изменения климата, эти доли другие — 2% и 19%. В миграционной проблеме еще более значительное разделение мнений: 2% из всех респондентов считают, что проблема решается отлично, 16% — хорошо, а 38% — очень плохо. Среди тех европейцев, которые называют для себя проблему миграции главной, эти доли составляют 1%, 5% и 71% соответственно.
В случае с пандемическим и военным кризисами распределение мнений почти противоположное. Так, большинство европейцев уверены в том, что правительства справляются с пандемическим кризисом отлично (9%) или хорошо (41%), и только 21% считает, что очень плохо. В украинском кризисе эти доли распределяются похожим образом: отлично — 5%, хорошо — 33%, очень плохо — 22%.
По оценкам авторов исследования, на европейских выборах разных уровней в 2024 году заметнее всего будут сказываться проблемы изменения климата и миграции.
Они будут активнее всего мобилизовывать избирателей, объединяя их в поддержке конкретных партий и сталкивая друг с другом. «Активисты, выступающие за защиту природы, опасаются гибели человеческой и иной жизни; а противники миграции опасаются исчезновения своих народов и культурной идентичности»,— объясняют исследователи. И те, кто считает миграционный кризис самым острым, скорее проголосуют за правые партии, а те, для кого более серьезным кажется климатический кризис, проголосуют за левых или зеленых. Интересно, что те европейцы, которые переживают по поводу экономического кризиса, чаще недовольны вообще всеми правительствами, независимо от их политической ориентации. А те европейцы, которых больше беспокоит пандемический или военный кризис, больше удовлетворены ранее выбранными правительствами.
Решения, которые европейские лидеры примут в ближайшие месяцы и годы для разрешения этих кризисов, сформируют будущее Европы, пишут авторы исследования. А для избирателей участие в выборах и поиск единомышленников будет попыткой доказать, что именно их точка зрения на опасность конкретного кризиса является правильной и попыткой не допустить повторения этого кризиса.