От трубы не убежишь
Юрий Барсуков о продлении транзита газа через Украину
На прошлой неделе недавно избранный премьер Словакии Роберт Фицо по итогам визита на Украину заявил, что транзит российского газа в ЕС через украинскую территорию, «вероятно, продолжится» и после 2024 года, когда истечет подписанный в 2019 году контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом». Украинские власти сразу заявили, что о продлении транзитного контракта речи не идет. Но из последующих высказываний как господина Фицо, так и украинских и российских официальных лиц быстро стало понятно, что обсуждается иной вариант соглашения, который позволит всем сторонам сохранить не только лицо, но и существенные доходы от газовой торговли. Например, министр энергетики РФ Николай Шульгинов 27 января допустил, что «будут какие-то решения согласованы, для того чтобы продолжить транзит, наверное, с участием, может быть, других посредников».
Речь идет о давно существовавшем предложении, согласно которому «Газпром» будет продавать газ европейским компаниям на границе Украины, а дальнейший транзит по украинской территории уже будет делом покупателя. Прежде «Газпром» сопротивлялся такой схеме, поскольку в его контрактах по поставку газа точки сдачи были расположены в Европе и далеко не все клиенты компании были бы готовы изменить контракты и согласиться взять на себя украинский риск. Но теперь это уже аргумент из прошлой жизни. Контрактная база «Газпрома» в основном разрушена, и у компании остались только те покупатели, которым крайне сложно найти альтернативу российскому газу, и поэтому они всерьез заинтересованы в продолжении транзита. Это в первую очередь Австрия, а также Словакия, Венгрия, Чехия и в определенной степени Италия. Сама Украина также крайне заинтересована в транзите не только из-за получаемых доходов, но и потому, что страна по-прежнему использует российский газ по схеме виртуального реверса, а переход на полноценный реальный реверс из Европы означает существенные дополнительные затраты. А «Газпрому» продолжение украинского транзита позволит сохранить примерно $5 млрд выручки в год.
Договоренности по газу не станут прецедентом и могут не потребовать никакого взаимодействия между Киевом и Москвой. Так, Украина с конца 2022 года несколько раз повышала тариф на прокачку российской нефти по своей территории по южной ветке нефтепровода «Дружба», за что заплатили венгерские и чешские покупатели сырья. Переговоры при этом велись между Украиной и получателями нефти, с одной стороны, и между европейцами и «Транснефтью» — с другой. Несмотря на очевидные сложности, вызванные военными действиями и политической ситуацией, такой вариант поставки газа в Европу выглядит взаимовыгодным и наиболее достижимым для всех сторон и уж точно более реальным, чем по-прежнему призрачный проект хаба в Турции.