Вопрос особой этажности
Чем заменить 100 тыс. лифтов с истекающим сроком годности
Через год по всей России потребуется заменить более 100 тыс. из 550 тыс. работающих лифтов, но финансирования на обновление 45 тыс. единиц оборудования сейчас фактически нет, подсчитали в отраслевом объединении. За десять лет существования спецсчетов собственники жилья не успели накопить средства на замену старых лифтов из-за низких ставок на капремонт. Эксперты считают, что для наращивания темпов реализации программы необходимо подключать к софинансированию федеральный бюджет и госбанки.
Замена около 45 тыс. из 81,5 тыс. лифтов в многоквартирных домах по всей России, срок службы которых истечет уже в феврале 2025 года, не включена в план капремонта таких домов и не обеспечена финансированием, подсчитали для “Ъ” в Российском лифтовом объединении (РЛО). Общая же потребность в замене оборудования, включая больницы, поликлиники и другие соцучреждения, составляет около 100 тыс., уточнили в РЛО.
Всего в стране насчитывается примерно 550 тыс. действующих лифтов.
Как правило, владельцы квартир в домах, не включенных в программу капремонта, накапливают средства на эти цели на спецсчетах, поясняет гендиректор РЛО Петр Харламов. Такой механизм, продолжает он, работает с 2014 года, но за это время ни один дом «не сумел накопить даже на один лифт», учитывая, что их, как правило, несколько в каждом доме. Средства на спецсчетах аккумулируются под нужды конкретного дома. Но когда ему требуется срочный капремонт, то местные власти вынуждают собственников жилья в таких домах переходить на так называемый котловый способ накопления, где собираются деньги на ремонт всех домов, поясняет господин Харламов. Сейчас многие собственники жилья стремятся перейти на котловой способ накопления, чтобы добрать недостающие средства, но это значительно утяжеляет реализацию программ капремонта в регионах для всех остальных, отмечает президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость, Никита Чулочников.
По подсчетам РЛО, в 2023 году региональные власти нарастили закупку оборудования почти в два раза, но всего до 18,9 тыс. единиц. В этом году Петр Харламов ожидает, что будет закуплено еще около 20 тыс. лифтов. Возможности региональных бюджетов и фондов капремонта обеспечивают ежегодную замену не более 20 тыс. лифтов, соглашается гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Каждый год истекает срок службы еще у 10 тыс. лифтов, отмечает господин Харламов.
Текущий объем сборов с собственников жилья по программе капремонта существенно меньше реальной стоимости проведения ремонтов даже без учета высокой изношенности и недофинансированности объектов жилого фонда, считает Михаил Бурмистров.
Так, в Москве минимальная ставка за капремонт — одна из самых высоких в РФ и составляет 25,58 руб. за 1 кв. м в месяц. В среднем по стране эта сумма составляет 10,12 руб.
Проблема усугубляется ростом цен на лифты. В сметы по программам капремонта изначально закладывалось более дешевое оборудование, хотя за последние пару лет оно подорожало в полтора раза, что привело к сокращению его закупок, отмечает Никита Чулочников. А массовый переход на более дешевые аналоги привел к их дефициту, добавляет эксперт.
По данным Росстата, в январе—ноябре 2023 года в России было произведено 24,9 тыс. лифтов, что на 24,5% больше год к году. Но для выполнения требований техрегламента по замене лифтов в 2024 году необходимо фактически удвоить количество введенного в эксплуатацию лифтового оборудования с учетом потребностей новостроек, поясняет господин Чулочников.
На текущий момент загрузка российских лифтовых заводов неполная — большая часть предприятий работает в половину своих мощностей, отмечают в Щербинском лифтостроительном заводе (ЩЛЗ; входит в госкомпанию «Дом.РФ»).
Этому, в частности, способствовал тот факт, что девелоперы еще не перешли на полноценное обеспечение новостроек российской продукцией, многие отдают предпочтение азиатским брендам, говорит управляющий партнер Prime Life Development Денис Коноваленко. Тем не менее в ЩЛЗ загруженность составляет 80%, а в Meteor Lift — 100%, сообщили “Ъ” в компаниях.
Для выхода на более высокие темпы замены лифтов по капремонту необходимо подключать к финансированию федеральный бюджет и госбанки, так как текущие мощности производителей лифтов с учетом прихода новых инвесторов в отрасль обеспечивают возможность опережающего обновления лифтов, считает Михаил Бурмистров. В РЛО также предлагали обнулить НДС для закупок по замене лифтов (см. “Ъ” от 11 ноября).